Государственное автономное учреждение
«Управление государственной экспертизы и ценообразования
Республики Татарстан по строительству и архитектуре»


Музей Учреждения
+7 (843) 272-04-94
420054, Республика Татарстан,
г. Казань, ул. Габдуллы Тукая,
д. 125

    Какие изменения произошли с 1 января 2019 года в процедуре проведения государственной экспертизы проектной документации и проверки достоверности определения сметной стоимости?

    Федеральным законом от 03.08.2018 № 342-ФЗ внесены изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации, в том числе по вопросам проведения государственной экспертизы проектной документации и проверки достоверности определения сметной стоимости. В частности, в предмет экспертизы проектной документации включена проверка достоверности определения сметной стоимости.
    Федеральным законом от 03.08.2018 № 342-ФЗ внесены изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации, в том числе по вопросам проведения государственной экспертизы проектной документации и проверки достоверности определения сметной стоимости. В частности, в предмет экспертизы проектной документации включена проверка достоверности определения сметной стоимости.

    С 1 января 2019 года сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов, подлежит проверке на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы. При проведении проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта объектов капстроительства (если указанная сметная стоимость подлежит такой проверке в случаях, установленных частью 2 статьи 8.3 Градостроительного кодекса) результаты проверки также отражаются в заключении государственной экспертизы.

    Сведения о заключениях экспертизы, в том числе о результатах проверки достоверности сметной стоимости, будут размещаться в федеральной информационной системе «Единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации».

    До принятия Правительством Российской Федерации нового порядка осуществления проверки достоверности определения сметной стоимости в рамках проведения государственной экспертизы процедура экспертизы проектной документации и проверки достоверности проводится в соответствии с действующими Положением об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (утв. Постановлением Правительства РФ от 5 марта 2007 года № 145) и Положением о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов (утв. Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 года № 427).

    Заключается договор на предоставление услуг на проведение государственной экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий. Как заказчику осуществить закупку на проведение государственной экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, если организация заказчика работает в рамках положений Федерального закона от 5.04. 2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»?

    Заключить договор на предоставление услуг на проведение государственной экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий возможно с единственным поставщиком услуг согласно пункта 6 части 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

    Обоснование вывода:
    Прежде всего напомним, что из ч.5 ст.24, ч.2 ст.48 Закона № 44-ФЗ следует, что заказчик вправе осуществлять закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) только в случаях, названных в ч.1 ст.93 вышеуказанного Закона.

    Согласно пункта 6 части 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ следует, что закупка у единственного поставщика возможна, если закупка работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти либо подведомственным ему государственным учреждением, который в силу возложенных на него полномочий осуществляет эти работы или оказывает услуги.

    В соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемые для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Указанная экспертиза проводится федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченными на проведении государственной экспертизы проектной документации, или подведомственными указанным органам государственными (бюджетными или автономными) учреждениями.

    Государственная экспертиза в отношении объектов, не указанных в пункте 9 Постановления №145 от 5 марта 2007 г., и объектов, государственная экспертиза в отношении которых отнесена федеральными законами и указами Президента Российской Федерации к полномочиям иных федеральных органов исполнительной власти и организаций, проводится уполномоченными на проведение государственной экспертизы органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или подведомственными им государственными учреждениями по месту нахождения земельного участка, на котором планируется осуществлять строительство, реконструкцию и (или) капитальный ремонт объекта капитального строительства.

    Заключается договор на предоставление услуг на проведение государственной экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий. Как заявителю (заказчику, застройщику) оплатить услугу в размере 100% предоплаты за проведение государственной экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, если положением заявителя предусмотрена только предоплата в размере до 30 процентов либо оплата по завершению оказания услуг. Какими нормативными документами регламентируется порядок оплаты?

    В соответствии с п. 4 ст. 421, п. 1 ст. 422 Гражданского Кодекса РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами, действующими в момент его заключения. При этом стороны договора определяют условия сделки, в том числе и порядок расчетов. Право на осуществление предварительной оплаты товара, работы, услуги установлено гражданским законодательством (например, ст. 487 ГК РФ).

    Порядок оплаты за проведение государственной экспертизы установлен Положением об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5.03.2007 № 145.

    Согласно пункта 28 вышеуказанного Положения проведение государственной экспертизы начинается после представления заявителем документов, подтверждающих внесение платы за проведение государственной экспертизы в соответствии с договором, и завершается направлением (вручением) заявителю заключения государственной экспертизы.

    При принятии решений, связанных с авансированием, государственные заказчики должны учитывать положения законодательства, касающиеся мер по реализации федеральных и региональных законов о бюджетах на очередной финансовый год и плановый период.

    Пунктом 9 Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 27. 12. 2017 г. № 1061 «О мерах по реализации Закона Республики Татарстан «О бюджете Республики Татарстан на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» установлено, что получатели средств бюджета Республики Татарстан при заключении договоров (государственных контрактов) на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг, подлежащих оплате за счет средств бюджета Республики Татарстан, в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных им в установленном порядке, вправе предусматривать авансовые платежи в размере до 100 процентов суммы договора (контракта), но не более доведенных лимитов бюджетных обязательств, - по договорам (контрактам) о проведении государственной экспертизы проектной документации и инженерных изысканий, о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства.

    Согласно приказу Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ от 11.10.2016 № 167/о «Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги по государственной экспертизе проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий» заказчик обязуется оплатить аванс в размере 100% стоимости услуг в течение пяти рабочих дней с момента подписания настоящего договора. Основанием оплаты является счет.

    В связи с вышеизложенным в проекте договора на предоставление услуг на проведение государственной экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий предусмотрена оплата аванса в размере 100% стоимости услуг.

    Существуют ли законодательно установленные понятия «пристройка» и «отдельно стоящее здание»?

    В соответствии с пунктом 13 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации «строительство» - это создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).

    Определение «пристройка» в действующем законодательстве отсутствует, но исходя из толкования определений здания, помещения и строительных конструкций, а также этапа строительства можно выделить критерий отдельно стоящего здания, отличающего его от пристройки - как наличие несущих и ограждающих конструкций, которые позволяют эксплуатировать его автономно. Пристройка автономно эксплуатироваться не может, например, она опирается на несущую стену существующего здания, к которому пристроена. Если рядом друг с другом находятся два объекта, разделенные температурным или деформационным швом, то это два самостоятельных здания. Они могут находиться на двух смежных земельных участках, но иметь нулевой отступ относительно границ этих участков.

    Является ли основанием для внесения изменений в проектную документацию расхождение значений площадей жилых зданий, подсчитанных для целей проектирования и по фактическим замерам БТИ после окончания строительства?

    Указанные в проектной документации технико-экономические показатели подсчитываются по правилам, установленным для целей проектирования. Правила подсчета, необходимые для целей проектирования жилых зданий: общая площадь здания, площадь помещений, площадь застройки и этажность здания, строительный объем установлены приложением В СП54.13330.2011 «Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП31-01-2003» (далее – СП54.13330).

    В соответствии с п. В2 СП54.13330 площадь квартиры и другие технические показатели, подсчитываемые для целей статистического учета и технической инвентаризации, по завершению строительства уточняются по правилам, установленным в «Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации», утвержденной приказом Минземстроя России от 4.08.1998 № 37.

    В соответствии с приказом Минстроя России от 19.02.2015 № 17/пр «Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию» в разрешении на строительство краткие проектные характеристики указываются в соответствии с проектной документацией. В форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в сведениях об объекте капитального строительства в наименовании показателя указываются значения по проекту и фактические.

    Законодательством и нормативными правовыми актами в области градостроительства не установлена необходимость приведения в соответствие значений, подсчитываемых по разным правилам, следовательно, в указанных выше обстоятельствах, внесение изменений в проектную документацию не требуется.

    Заключается договор на предоставление услуг на проведение государственной экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий. Как заявителю (заказчику, застройщику) оплатить услугу в размере 100% предоплаты за проведение государственной экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, если положением заявителя предусмотрена только предоплата в размере до 30 процентов либо оплата по завершению оказания услуг? Какими нормативными документами регламентируется порядок оплаты?

    Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

    В соответствии с п. 4 ст. 421, п. 1 ст. 422 Гражданского Кодекса РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами, действующими в момент его заключения. При этом стороны договора определяют условия сделки, в том числе и порядок расчетов.

    Право на осуществление предварительной оплаты товара, работы, услуги установлено гражданским законодательством (например, ст. 487 ГК РФ).Порядок оплаты за проведение государственной экспертизы установлен Положением об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145. Согласно пункта 28 вышеуказанного Положения проведение государственной экспертизы начинается после представления заявителем документов, подтверждающих внесение платы за проведение государственной экспертизы в соответствии с договором, и завершается направлением (вручением) заявителю заключения государственной экспертизы.

    При принятии решений, связанных с авансированием, государственные заказчики должны учитывать положения законодательства, касающиеся мер по реализации федеральных и региональных законов о бюджетах на очередной финансовый год и плановый период.

    Пунктом 9 Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 27.12.2017 № 1061 «О мерах по реализации Закона Республики Татарстан «О бюджете Республики Татарстан на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» установлено, что получатели средств бюджета Республики Татарстан при заключении договоров (государственных контрактов) на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг, подлежащих оплате за счет средств бюджета Республики Татарстан, в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных им в установленном порядке, вправе предусматривать авансовые платежи в размере до 100 процентов суммы договора (контракта), но не более доведенных лимитов бюджетных обязательств, - по договорам (контрактам) о проведении государственной экспертизы проектной документации и инженерных изысканий, о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства.

    Согласно приказу Минстроя РТ от 11.10.2016 № 167/о «Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги по государственной экспертизе проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий» заказчик обязуется оплатить аванс в размере 100% стоимости услуг в течение пяти рабочих дней с момента подписания настоящего договора. Основанием оплаты является счет.

    В связи с вышеизложенным в проекте договора на предоставление услуг на проведение государственной экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий предусмотрена оплата аванса в размере 100% стоимости услуг.

    Необходимо ли проектной организации кроме свидетельства о допуске СРО иметь лицензию (если «да», то какую) или иной разрешительный документ при намерении проектировать медучреждения с размещением медицинского оборудования рентген–кабинетов, томографов, облучающего оборудования онкоцентров?

    Согласно приложению СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения» здания и помещения здравоохранения относятся к группе зданий и помещений общественного назначения и к ним (ко всем без исключения) относится требование части 4 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190–ФЗ о наличии свидетельства о допуске к проектированию таких объектов.

    Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, перепланировка, эксплуатация объектов здравоохранения осуществляются в соответствии с СанПиН 2.1.3.2630–10 «Санитарно–эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» с учетом положений СП 158.13330.2014 «Здания и помещения медицинских организаций. Правила проектирования».

    В пункте 1.3 СанПиН 2.1.3.2630–10 «Санитарно–эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» указано:

    «Медицинская деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно–эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления деятельности».

    Это значит, что лицо, являющееся пользователем медицинского учреждения, для осуществления своей деятельности в качестве медицинского работника должно иметь соответствующую лицензию на осуществление своей деятельности в данном учреждении, поскольку при неквалифицированных действиях медицинских работников это может повлечь за собой непоправимый вред, нанесенный здоровью людей.

    Вместе с тем, как указано в пункте 7.2.1: СанПиН 2.1.3.2630–10 «Санитарно–эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»:

    «Размещение рентгеновских аппаратов в рентгеновских кабинетах осуществляется на основании проекта. Разработка проекта проводится проектной организацией, имеющей лицензию на соответствующий вид деятельности, на основании технического задания заказчика. На проект оформляется санитарно–эпидемиологическое заключение в установленном порядке.
    Ввод в эксплуатацию и эксплуатация рентгеновских кабинетов, аппаратов производится в соответствии с гигиеническими требованиями к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований».

    Кроме того, согласно пункту 3 приложения 7 СанПиН 2.6.1.1192–03 «Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований»:

    «Проектная документация на рентгеновский кабинет и/или передвижной (палатный) аппарат разрабатывается организацией, имеющей лицензию на право проектирования рентгеновских кабинетов. Неотъемлемым разделом технологической части проекта должен быть расчет радиационной защиты.
    На проект, согласованный с РРО региона, должно быть получено санитарно-эпидемиологическое заключение» (РРО — рентгено-радиологическое отделение).

    С учетом изложенных положений представляется, что проектирование в составе медицинского учреждения рентгеновского кабинета с размещением в нем оборудования для рентгенологических исследований влечет необходимость получения лицензии на соответствующий вид деятельности (см. Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково», утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291 — в части рентгенологии) и получение санитарно–эпидемиологического заключения о соответствии проектируемого рентгеновского кабинета санитарным правилам.

    Каким документом или органом власти устанавливается квота на количество лиц, работающих на предприятии, относящихся к инвалидам и маломобильным группам населения? Может ли заказчик в задании исключить наличие на предприятии маломобильных групп и инвалидов, а соответственно и разработку мероприятий по их доступу на предприятие? Требуется ли согласование такого положения с органами социальной защиты населения?

    1. Положениями статей 20 и 21 Федерального закона от 24.11.95 № 181–ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено:

    а) Статья 20:
    «Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда: …
    2) установления в организациях независимо от организационно–правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;
    3) резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;
    4) стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов»;

    б) Статья 21:
    «Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников.
    При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда…».

    Частью 2 статьи 5 Закона Российской Федерации от 19.04.91 № 1032–1 «О занятости населения в Российской Федерации» установлено, что государственная политика в области содействия занятости населения направлена, в том числе, на: «осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы», включая инвалидов.

    Кроме того, как показывает анализ законодательной базы, законодательство не предусматривает положения о включении и согласовании требования об исключении наличия инвалидов на предприятии.

    В этой связи внесение в задание на проектирование специального требования об исключении на предприятиях инвалидов представляется необоснованным.

    2. Согласно Разделу 1 «Область применения» СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (Раздел 1 включен в пункт 41 Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521):

    «1.1 Настоящий свод правил предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (далее — маломобильных групп населения —МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципах «универсального проекта» (дизайна).

    1.2 Требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально–планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для МГН: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.

    В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд МГН при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д., следует осуществлять проектирование в рамках «разумного приспособления» при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения соответствующего уровня и с учетом мнения общественных объединений инвалидов».

    При этом следует учитывать наличие Перечня приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда, утв. постановлением Минтруда России от 08.09.93 № 150.

    Заключается договор на предоставление услуг на проведение государственной экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий. Как заказчику осуществить закупку на проведение государственной экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, если организация заказчика работает в рамках положений Федерального закона от 5.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, ус¬луг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ)?

    Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: Заключить договор на предоставление услуг на проведение госу­дарственной экспертизы проектной докумен­тации и государственной экспертизы резуль­татов инженерных изысканий, возможно с единственным поставщиком услуг, согласно пункта 6 части 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

    Обоснование вывода:

    Прежде всего напомним, что из ч.5 ст.24, ч.2 ст.48 Закона № 44-ФЗ следует, что заказчик вправе осуществлять закупки у единствен­ного поставщика (подрядчика, исполните­ля) только в случаях, названных в ч.1 ст.93 вы­шеуказанного Закона.

    Согласно пункта 6 части 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ следует, что закупка у единственного поставщика возможна, если закупка работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом испол­нительной власти либо подведомственным ему государственным учреждением, который в силу возложенных на него полномочий осу­ществляет эти работы или оказывает услуги.

    В соответствии со статьей 49 Градостро­ительного кодекса РФ проектная докумен­тация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, вы­полняемых для подготовки такой проектной документации, подлежит государствен­ной экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Ука­занная экспертиза проводится федераль­ным органом исполнительной власти, ор­ганом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченными на проведении государ­ственной экспертизы проектной докумен­тации, или подведомственными указанным органам государственными (бюджетными или автономными) учреждениями.

    ГАУ «УГЭЦ РТ» создано на основании Поста­новления Кабинета Министров РТ от 20.02.2015 № 102 «О создании государственного авто­номного учреждения «Управление государ­ственной экспертизы и ценообразования Республики Татарстан по строительству и ар­хитектуре». Согласно пункту 2 вышеуказанно­го постановления Кабинета Министров РТ ГАУ «УГЭЦ РТ» наделено правом проводить госу­дарственную экспертизу проектной докумен­тации и государственную экспертизу резуль­татов инженерных изысканий.

    На основании Устава ГАУ «УГЭЦ РТ» уполно­мочено на проведение государственной экс­пертизы проектной документации и государ­ственной экспертизы результатов инженерных изысканий. Иной орган или учреждение на осуществление государственной экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изыска­ний на территории субъекта РФ, РТ не упол­номочены.

    Следовательно, заявитель (заказчик) заклю­чает договора на проведение государствен­ной экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий с государственным автономным учреждением «Управление го­сударственной экспертизы и ценообразова­ния РТ по строительству и архитектуре», как с единственным поставщиком услуг, согласно пункта 6 части 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ.

    Во всех ли случаях обеспечение энергетической эффективности зданий и сооружений является обязательным?

    В соответствии с пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энер­гетической эффективности, и о внесении из­менений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (с изменениями на 29.07.2017):

    Требования энергетической эффек­тивности не распространяются на сле­дующие здания, строения, сооружения:

    1) культовые здания, строения, сооружения;

    2) здания, строения, сооружения, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры);

    3) временные постройки, срок службы которых составляет менее чем два года;

    4) объекты индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящие и предназначенные для проживания одной семьи жилые дома с количеством этажей не более чем три), дачные дома садовые дома;

    5) строения, сооружения вспомогательного использования;

    6) отдельно стоящие здания, строения, сооружения, общая площадь которых составляет менее чем пятьдесят квадратных метров;

    7) иные определенные Правительством Российской Федерации здания, строения, сооружения.

    Возможно ли одностадийное проектирование объектов капитального строительств, на стадии «рабочий проект»?

    С введением в действие «Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», утвержден­ного постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87, законодательно установлено двухстадийное проектирование с разработ­кой, соответственно, проектной документации и рабочей документации, т.е. проектный доку­мент «рабочий проект» утратил легитимность.

    Согласно «Положению об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов ин­женерных изысканий», утвержденного поста­новлением Правительства РФ от 05.03.2007 № 145, на государственную экспертизу пред­ставляется «проектная документация на объ­ект капитального строительства в соответствии с требованиями (в том числе к составу и со­держанию разделов документации), уста­новленными законодательством Российской Федерации» (подпункт «г» пункта 13), т.е. в объ­еме, установленном Положением, утверж­денным постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87.

    Имеется ли нормативное определение термина «объект-аналог» и каковы рекомендации по разъяснению его сути для единого понимания между разработчиком и государственной экспертизой?

    Законодательное определение тер­мина «объект-аналог» отсутствует.

    Как указано в пунктах 3 и 10 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденного приказом Минэ­кономразвития России от 20.05.2015 № 297:

    «10. Объект—аналог — объект, сходный объ­екту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим харак­теристикам, определяющим его стоимость».

    Кроме того, в МДС 12-43.2008 «Нормирова­ние продолжительности строительства зда­ний и сооружений» (пункт 3.2) указано, что «При отсутствии исходных данных для опре­деления продолжительности на основе по­строения календарного плана строительства используют исходные данные по объектам-а­налогам, имеющим сходные объемно-пла­нировочные и конструктивные решения, близкие объемы, площади, мощности и т.п., сметную стоимость работ».

    Исходя из изложенного считаем, что при установлении сходства объектов капиталь­ного строительства целесообразно выде­лить три уровня:

    • функциональное сходство (по области применения, назначению);
    • конструктивное сходство (по конструктив­ной схеме, объемно-планировочным и кон­структивным решениям, составу и однородно­сти элементов);
    • параметрическое сходство (в том числе, по мощности, площади, объему, значению основных ценообразующих параметров). 

    Имеется ли утвержденная в установленном порядке форма задания (технического задания) на проектирование?

    В настоящее время на федеральном уровне отсутствуют официально установлен­ные формы заданий на проектирование.

    Имеется ряд основных законодательных и нормативно-правовых актов, а также норма­тивно-технических документов, положения которых определяют отдельные требования, подлежащие включению в состав задания на проектирование, например:

    Пунктом 14 Правил проведения проверки ин­вестиционных проектов на предмет эффек­тивного использования средств федерально­го бюджета, направляемых на капитальные вложения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 № 590 установлено:

    Задание на проектирование объекта капи­тального строительства включает в себя:

    а) общие данные (основание для проекти­рования, наименование объекта капиталь­ного строительства и вид строительства);

    б) основные технико-экономические ха­рактеристики объекта капитального строи­тельства, в том числе предельную стоимость строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического пе­ревооружения) объекта капитального строи­тельства;

    в) возможность подготовки проектной до­кументации применительно к отдельным этапам строительства;

    г) срок и этапы строительства;

    д) технические условия для подключения к сетям инженерно-технического обеспече­ния, а также основные требования техниче­ской эксплуатации и технического обслужи­вания;

    е) перечень конструкций и оборудова­ния, предназначенных для создания объекта капитального строительства (фундаменты, стены, перекрытия, полы, кровли, проемы, отделка, внутренний дизайн, перечень мате­риалов и другие);

    ж) перечень технологического оборудова­ния, предназначенного для создания объекта капитального строительства, с указанием типа, марки, производителей и других дан­ных — по укрупненной номенклатуре;

    з) дополнительные данные (требования к защитным сооружениям, прочие условия).

    Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» уста­новлены идентификационные признаки зда­ний и сооружений, в том числе:

    1) назначение;

    2) принадлежность к объектам транспорт­ной инфраструктуры и к другим объектам, функционально-технологические особенно­сти, которых влияют на их безопасность;

    3) возможность опасных природных про­цессов и явлений и техногенных воздействий на территории, на которой будут осущест­вляться строительство, реконструкция и экс­плуатация здания и л и сооружения;

    4) принадлежность к опасным производ­ственным объектам;

    5) пожарная и взрывопожарная опасность;

    6) наличие помещений с постоянным пре­быванием людей;

    7) уровень ответственности.

    Согласно положению части 11 этой статьи приведенные выше идентификационные при­знаки указываются застройщиком (заказчи­ком) в задании на выполнение инженерных изысканий для строительства здания или соо­ружения и в задании на проектирование.

    ОБРАЩАЕТСЯ ВНИМАНИЕ, что в положе­ниях ряда других статей Технического ре­гламента о безопасности зданий и соо­ружений выделяются отдельные вопросы, которые могут найти отражение в задании на проектирование, например, включая часть 3 статьи 15, часть 1, статьи 18, часть 3 статьи 23, часть 2 статьи 25, части 1 и 2 статьи 31. 

    Какой статус имеют актуализированные СП 2016 г., в частности СП 54.13330.2016 г.?

    СП 54.13330.2016 г. включен в действующую редакцию Перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденного приказом Росстандарта от 30.03.2015 N 365.
    В связи с введением в действие СП 54.13330.2016 с 04.06.2017 признан недействующим СП 54.13330.2011 (Приказ Минстроя РФ от 03.12.2016 N 883/пр). СП 54.13330.2011 отменяется за исключением пунктов, включенных в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 N 1521 (далее Перечень), до внесения соответствующих изменений в данный Перечень.

    Относится ли подземный или надземный пешеходный переход к линейным объектам, как влияет протяженность перехода на классификацию объекта?

    Подземный или надземный пешеходный переход входит в инфраструктуру автомобильных дорог (железнодорожных линий) и относится к искусственным сооружениям линейного объекта. Состав проектной документации установлен Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 87. Протяженность линейного объекта на состав проектной документации не влияет.

    Является ли обследование технического состояния зданий и сооружений инженерным изысканием? Может ли быть проведена государственная экспертиза только обследования здания?

    Согласно Перечню, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.2006 № 20, обследования состояния строительных конструкций зданий и сооружений относятся к специальным видам инженерных изысканий. В соответствии с пунктом 13(е) Положения об организации и проведении государственной экспертизы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145, для проведения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий следует представлять результаты инженерных изысканий в составе и объеме, предусмотренными программой инженерных изысканий, разработанной на основе задания заказчика с учетом требований технических регламентов.

    Частью 5 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что необходимость выполнения отдельных видов инженерных изысканий, состав, объем и метод их выполнения устанавливаются программой инженерных изысканий, разработанной на основе задания застройщика или заказчика. На каком основании экспертная организация требует представления на государственную экспертизу материалов инженерных изысканий, не предусмотренных заданием заказчика и программой инженерных изысканий?

    Согласно пункту 17 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного Правительством Российской Федерации от 05.03.2007 № 145, организация по проведению государственной экспертизы вправе дополнительно истребовать от заявителя представления материалов инженерных изысканий. При выявлении в результатах инженерных изысканий в процессе проведения государственной экспертизы недостатков (отсутствие (неполнота) сведений, описаний, расчетов, чертежей, схем и т.п.), которые не позволяют сделать выводы о соответствии либо несоответствии проектной документации результатам инженерных изысканий и результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов, организация по проведению государственной экспертизы незамедлительно уведомляет заявителя о выявленных недостатках и устанавливает при необходимости срок для их устранения. Кроме того, следует иметь в виду, что в соответствии с частью 5 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации критериями при определении необходимости выполнения отдельных видов инженерных изысканий, состава, объема и метода их выполнения наряду с заданием заказчика и программой инженерных изысканий являются требования соответствующих технических регламентов. При составлении задания на выполнение инженерных изысканий и программы инженерных изысканий необходимо также учитывать: 

    - вид и назначение проектируемого объекта капитального строительства, его конструктивные особенности, техническую сложность и потенциальную опасность; 

    - стадию архитектурно-строительного проектирования; 

    - сложность топографических, инженерно-геологических, экологических, гидрологических, метеорологических и климатических условий территории строительства и степень их изученности.

    Для проведения государственной экспертизы в отношении проектной документации по объекту капитального строительства необходимо представить результаты инженерных изысканий. Укажите перечень результатов инженерных изысканий, необходимых к представлению на государственную экспертизу, и их объем?

    Согласно пункту 13(е) Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145, для проведения государственной экспертизы представляются результаты инженерных изысканий в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации. Перечень видов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.2006 № 20. Необходимость выполнения отдельных видов инженерных изысканий устанавливается с учетом требований технических регламентов программой инженерных изысканий, разработанной на основе задания застройщика или заказчика, и в соответствии с положениями части 5 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

    Подлежат ли госэкспертизе проекты по орошению земель?

    На Ваш вопрос о необходимости проведения государственной экспертизы проектной документации по орошению земли Управление Государственоой вневедомственной экспертизы Республики Татарстан по строительству и архитектуре сообщает, что проектная документация по орошению земли подлежит государственной экспертизе.

    ГАУ «УГЭЦ РТ» проводит экспертизу проекта расширения полигона ТБО (без объектов обезвреживания, только размещение, заключение ГЭЭ получено)?

    На Ваш вопрос о необходимости проведения государственной экспертизы проектной документации по расширению полигона ТБО Управление Государственоой вневедомственной экспертизы Республики Татарстан по строительству и архитектуре сообщает, что проектная документация по расширению полигона ТБО подлежит государственной экспертизе.