Государственное автономное учреждение
«Управление государственной экспертизы и ценообразования
Республики Татарстан по строительству и архитектуре»


Музей Учреждения
+7 (843) 272-04-94
420054, Республика Татарстан,
г. Казань, ул. Габдуллы Тукая,
д. 125

    Применима ли норма сборника ГЭСН 81-02-29-2020 «Тоннели и метрополитены» ГЭСН 29-02-027 «Разбивка железобетонных конструкций экскаватором с гидромолотом с погрузкой в автомобили-самосвалы» для определения стоимости затрат по демонтажу конструкций и сооружений на промышленных объектах с использованием специализированной техники, как экскаватор высокой мощности и гидромолот?

    Согласно п. 1.29 технической части сборника ГЭСН 81-02-29-2020 «Тоннели и метрополитены» сметные нормы данного сборника предназначены для определения затрат при выполнении работ по строительству метрополитенов, железнодорожных, автодорожных, гидротехнических тоннелей. Нормы данного сборника не применимы для определения затрат при выполнении работ на промышленных объектах, в том числе работ по демонтажу конструкций и сооружений.

    Дополнительно сообщаем, что согласно п. 3.3 Методических рекомендаций по применению сметных норм, утвержденных приказом Минстроя России от 04.09.2019 № 507/пр, сметные нормы корректировке не подлежат, в том числе, когда проектной документацией предусмотрено:

    • использование строительных машин и механизмов, не учтенных в сметных нормах, не меняющих принципиально
    • технологические и организационные схемы производства работ;
    • использование в соответствии с ПОС машин и механизмов, технические характеристики которых отличаются от учтенных сметными нормами, но при этом принципиально не меняются технологические и организационные схемы производства работ.

    В вашем случае, для определения затрат по демонтажу железобетонных конструкций и сооружений с использованием специализированной техники возможно применение нормы сборника ГЭСН 81-02-46-2020 «Работы при реконструкции зданий и сооружений» раздела 9 ГЭСН46-09-005-01 «Разборка монолитных железобетонных конструкций гидромолотом на базе экскаватора» при соответствии состава работ данной нормы фактически выполняемым на объекте работам.

    Просим разъяснить, применяется ли дополнительная расценка ГЭСН 33-04-0017-03(04) «При изменении количества опор на 1000 м добавлять или исключать» к норме ГЭСН 33-04-17(1-3) «Подвеска самонесущих и изолированных проводов (СИП-2А) напряжением от 0,4 кВ до 1 кВ (со снятием напряжения) при количестве 29 опор» при подвесе провода на участках менее 1 км?

    Единицей измерения нормы ГЭСН 33-04-17 (Подвеска самонесущих изолированных проводов (СИП-2А) напряжением от 0,4 кВ до 1 кВ (со снятием напряжения) при количестве 29 опор) является 1 км линии при 29 опорах. Т.е средний пролет в норме принят 34 м. Однако такое расстояние выдерживается редко. Опоры устанавливаются на меньших или больших расстояниях, что увеличивает затраты на подвеску проводов. Данные затраты учитываются применением нормы ГЭСН 33-04-017-03(04) «При увеличении количества опор на 1 км ВЛ добавлять или исключать: к норме ГЭСН 33-04-17» с единицей измерения 1 опора. Расчет количества опор для данной нормы производится следующим образом. По паспорту проекта определяем длину линии (предположим, 950 м). Нормативное количество опор на 1 км линии по норме ГЭСН 33-04-17 – 28 шт. (0,95*29).

    Если по проекту запроектировано большее количество устанавливаемых опор на 1 км линии (предположим, среднее расстояние между опорами 25 метров и устанавливается 38 опоры), соответственно объем работ по норме ГЭСН 33-04-17 будет 38-28=10 опор. В таком случае и применяется норма ГЭСН 33-04-017-03(04) с количеством 10 опор.

    В каких случаях применяются нормы ГЭСНМ 08-02-151-01 «Кабель до 35 кВ, прокладываемый по непроходным эстакадам, масса 1 м кабеля: до 3 кг» и ГЭСНМ 08-02-147-01 «Кабель до 35 кВ по установленным конструкциям и лоткам с креплением на поворотах и в конце трассы, масса 1 м кабеля: до 1 кг»?

    Способ прокладки кабеля должен быть указан в проекте. При выборе той или иной нормы необходимо руководствоваться технологией выполняемых работ и составом работ, предусмотренных сметным нормативом.

    Одним из основных критериев применения нормы ГЭСНм 08-025-151-01 «Кабель до 35 кВ, прокладываемый по непроходным эстакадам, масса 1 м кабеля: до 3 кг» является наличие непроходной эстакады. Согласно п.2.3.113 главы 2 «Правила устройства электроустановок» (ПУЭ 7) к непроходным эстакадам относятся эстакады с мостиками обслуживания и входами с лестницами.

    Норма ГЭСНм 08-02-147-01 «Кабель до 35 кВ по установленным конструкциям и лоткам с креплением на поворотах и в конце трассы, масса 1 м кабеля: до 1 кг» предусматривает прокладку кабеля по установленным полкам, стойкам, кронштейнам, которые согласно СП 76.13330.2016 п.3.13 «Электротехнические устройства» являются кабельной конструкцией, т.е. представляет собой совокупность опорных конструкций (стойка, полка, кронштейн, консоль) для прокладки электрических кабелей и установки на них кабельных лотков и коробов.

    Учитывает ли норма ГЭСН15-01-090 «Устройство вентилируемых фасадов с облицовкой плитами из керамогранита»:
    а) резку и подгонку плитки, производимую по месту производства работ, и соответственно увеличивается норма расхода керамогранита;
    б) если резка не учитывается, то по какой расценке ее определять?

    Норма ГЭСН15-01-090 «Устройство вентилируемых фасадов с облицовкой плитами из керамогранита» предусматривает полный комплекс операций по облицовке фасада, в который включается в том числе резка и подгонка керамогранита.

    При составлении смет на устройство вентилируемого фасада можно ли дополнительно к ГЭСН15-01-090-02 брать резку панелей алюминиевых из композитного материала? Если да, то по какой расценке? Если нет – прошу разъяснить почему. В стоимости панелей данная работа не учтена; материал поставляется стандартными листами 4 х1,25 м.

    Норма ГЭСН15-01-090 «Устройство вентилируемых фасадов с облицовкой панелями из композитных материалов» предусматривает полный комплекс операций по облицовке фасада, в который включается в том числе резка и подгонка ресурса.

    Какие нормы применяются для изоляции полов и стен?

    В соответствии с п. 1.26.1 общих положений сборника 26 «Теплоизоляционные работы» нормы сборника 26 раздела 1 предназначены для определения стоимости работ по изоляции горячих поверхностей трубопроводов, арматуры и фланцевых соединений; оборудования, аппаратов, резервуаров (емкостей), турбин; систем вентиляции и кондиционирования, а также холодных поверхностей строительных конструкций (только для промышленных объектов – оборудование, холодильники и т. д.).

    Кроме того, согласно п. 1.26.4 общих положений, нормы сборника 26 на изоляцию холодных поверхностей теплоизоляционными изделиями не учитывают затраты на устройство пароизоляционного слоя.

    Устройство пароизоляционного слоя следует принимать:

    а) при изоляции стен и колонн – сборник 8 «Конструкции из кирпича и блоков»;
    б) при изоляции перекрытий – сборник 11 «Полы»;
    в) при изоляции покрытий – сборник 12 «Кровли».

    Заказчик не пропускает расценку ГЭСН 26-01-039-01 для изоляции кровли изделиями из минеральной ваты на капитальный ремонт школы. Прав ли он?

    В соответствии с п. 1.26.1 общих положений сборника 26 «Теплоизоляционные работы» нормы сборника 26 раздела 1 предназначены для определения стоимости работ по изоляции горячих поверхностей трубопроводов, арматуры и фланцевых соединений; оборудования, аппаратов, резервуаров (емкостей), турбин; систем вентиляции и кондиционирования, а также холодных поверхностей строительных конструкций (только для промышленных объектов – оборудование, холодильники и т. д.).

    Согласно примечанию 3 к таблице 3 приложения 3 Методики применения сметных норм, утвержденной Приказом Министерства строительства и ЖКХ РФ от 29.12.2016 № 1028/пр, допускается одновременное применение коэффициента влияния условий «производства ремонтно-строительных работ на предприятиях, где в силу режима секретности применяются специальный допуск, специальный пропуск и другие ограничения для рабочих» (п. 14 таблицы 3 приложения 3), с другими коэффициентами из указанной таблицы.
    При этом согласно примечанию 3 к таблице 3 приложения 2 Методических рекомендаций по применению федеральных единичных расценок на строительные, специальные строительные, ремонтно-строительные, монтаж оборудования и пусконаладочные работы, утвержденных Приказом Министерства строительства и ЖКХ РФ от 9.02.2017 № 81/пр, не допускается одновременное применение коэффициента влияния условий «производства ремонтно-строительных работ на предприятиях, где в силу режима секретности применяются специальный допуск, специальный пропуск и другие ограничения для рабочих» (п. 14 таблицы 3 приложения 2), с другими коэффициентами из указанной таблицы.
    В Методике определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004 (утвержденной постановлением Госстроя РФ от 5.03.2004 № 15/1) указанный коэффициент не предусмотрен.
    Все вышеуказанные документы включены в Федеральный реестр сметных нормативов.
    Просим Вас разъяснить допустимость одновременного применения коэффициента «производства ремонтно-строительных работ на предприятиях, где в силу режима секретности применяются специальный допуск, специальный пропуск и другие ограничения для рабочих», с другими коэффициентами таблицы, при составлении сметной документации ресурсным и базисно-индексным методом.

    Методика применения сметных норм, утвержденная Приказом Министерства строительства и ЖКХ РФ от 29.12.2016 № 1028/пр, (далее – Методика), предусматривает положения по применению ресурсного метода определения сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (п. 1.4. Методики).

    Коэффициент влияния условий «производства ремонтно-строительных работ на предприятиях, где в силу режима секретности применяются специальный допуск, специальный пропуск и другие ограничения для рабочих», отражен в п. 14 таблицы 3 приложения 3 Методики.

    Согласно примечанию 3 к вышеуказанной таблице данный коэффициент допускается применять одновременно с другими коэффициентами из этой таблицы. При одновременном применении коэффициенты перемножаются и результирующий коэффициент округляется до двух знаков после запятой.

    Дополнительно сообщаем: в соответствии с пунктом 5.2.3. Методики коэффициенты влияния условий производства работ должны быть определены проектом организации строительства (ПОС (ПОКР)).

    Проектом предусмотрен демонтаж существующих и монтаж новых металлических трибун. Трибуны представляют собой металлоконструкции, изготовленные на заводе в виде сборочных элементов, которые монтируются на строительной площадке. Каким образом данные конструкции должны быть учтены в сметной документации: в виде материала или в виде оборудования?

    Секция трибуны состоит из конструктивных элементов, объединенных в сборочные единицы. Сборочными единицами являются металлоконструкции: раскос, балка горизонтальная, каркасы, ограждения заднее, боковое и угловое, стойки ограждения, направляющая и т.д.

    Монтаж металлоконструкций трибун определен ресурсным методом по ГЭСН 2001 в редакции 2017 года, утвержденными приказом Министерства строительства и ЖКХ РФ от 30.12.2016 № 1038/пр с изменениями 1-5 в редакции приказа от 18.07.2019 № 409/пр, по сборнику ГЭСН09 «Строительные металлические конструкции».

    Согласно п.1.9 технической части в сборнике ГЭСН09 «Строительные металлические конструкции» учтены затраты на монтаж строительных стальных и алюминиевых конструкций производственных, гражданских зданий и сооружений различного назначения.

    В затратной части примененной нормы ГЭСН 09-06-006-03 содержатся материальные ресурсы, стоимость которых определяется по сборникам средних сметных цен на материалы, изделия, конструкции и оборудование, применяемые в текущем уровне цен для Республики Татарстан ССЦ 2019-01, части 1-5, по коду 07.2.07.13 «Конструкции стальные», который требует уточнения расхода материального ресурса по проектной документации.

    Учитывая изложенное, порядок отнесения ресурсов к материалам или оборудованию зависит от норматива, который применяется при определении затрат на установку (монтаж): по сборникам на монтаж оборудования (ГЭСНм) или строительные работы (ГЭСН, ГЭСНр). В данном случае материальный ресурс металлические конструкции трибун следует отнести к статье «Материалы».

    Производится монтаж кабеля по ГЭСНм 08-02-147 «Кабель до 35 кВ по установленным конструкциям и лоткам с креплением на поворотах и в конце трассы, масса 1 м кабеля». Нужно ли компенсировать испытание кабеля по ГЭСНп 01-12-27 «Испытание кабеля силового длиной до 500 м напряжением» или это учтено в тех. части сборника 8?

    Сметными нормами сборника 8 учтены затраты на выполнение полного комплекса электромонтажных работ, определенного с требованиями соответствующих технических условий и инструкций, где пусконаладочные работы не учтены. Затраты на испытания кабеля учитываются в сметном расчете по сборнику ГЭСНп 01.

    Просим вас дать разъяснение о возможности применения сметной нормы ГЭСН 45-12-006-01 «Футеровка дымовых и вентиляционных труб кислотоупорным торкрет-бетоном» для футеровки каналов дымохода в жилом доме.

    1. Согласно п. 1.45 Общих положений ГЭСН 81-02-45-2017, в сборнике «Промышленные печи и трубы» содержатся сметные нормы на выполнение строительных работ по возведению промышленных печей и труб, обмуровке паровых и водогрейных котлов, а также работ по разборке кладки промышленных печей при ремонтных работах. ГЭСН сборника 45 предусматривают затраты на выполнение полного комплекса работ и технологических операций, и для работ в жилищно-гражданском строительстве сметные нормы данного сборника не предусмотрены.

    В составе работ нормы ГЭСН 45-12-006-01 учтены операции:

    1) подготовка поверхности ствола трубы;
    2) смачивание поверхности ствола трубы солевым раствором;
    3) нанесение торкрет-бетона;
    4) перемещение рабочей площадки с одной позиции на другую;
    5) периодическое увлажнение торкретированной поверхности;
    6) уборка отскока торкрет-бетона.

    В описанной в вопросе технологии работ по футеровке канала в жилом доме операции основного рабочего процесса не соответствуют предоставленному перечню работ (кроме первой и четвертой операций).

    2. В затратной части сметной нормы ГЭСН 45-12-006-01 учтены машины и механизмы:

    • Код 91.05.04-005 «Краны мостовые электрические, грузоподъемность 5 т».
    • Код 91.06.03-061 «Лебедки электрические тяговым усилием: до 12,26 кН (1,25 т)».
    • Код 91.07.08-021 «Растворосмесители для приготовления водоцементных и других растворов: 350 л».
    • Код 91.07.10-031 «Цементпушки при работе от компрессора».
    • Код 91.18.01-008 «Компрессоры передвижные с двигателем внутреннего сгорания, давлением до 686 кПа (7 ат) производительностью 11,2 м3/мин».
    • Код 91.21.22-081 «Вибросито».

    В технологии работ по футеровке канала в жилом доме, описанной в вопросе, для работы используется только ручная лебедка. Использование остальных вышеперечисленных механизмов не требуется.

    3. При анализе затратной части сметной нормы ГЭСН 45-12-006-01, материальные ресурсы, учтенные в затратной части, также не соответствуют ресурсам, применяемым согласно схеме футеровки каналов дымоходов. В частности, для промышленных труб необходимы следующие ресурсы:

    • Код 01.3.05.23-0102 «Натрий кремнефтористый технический, сорт I».
    • Код 01.3.05.23-0181 «Стекло натриевое жидкое каустическое».
    • Код 01.7.07.13-0001 «Мука андезитовая кислотоупорная, марка: А».
    • Код 02.3.01.07 «Песок кварцевый».
    • По технологии работ по футеровке каналов дымоходов необходима только штукатурная жаростойкая смесь.

    Резюме:

    В результате сравнительного анализа сметной нормы ГЭСН 45-12-006-01 и технологии работ по футеровке канала в жилом доме выявлено несоответствие технологии производства работ, используемых машин, механизмов и материальных ресурсов. Данная сметная норма не может быть рекомендована для определения сметной стоимости работ по футеровке раствором вентканалов в жилом доме.

    На основании анализа предоставленной технологической карты по футеровке каналов (дымовых труб) в данном случае рекомендуется применение сметной нормы ГЭСНр61-31-1 «Оштукатуривание поверхности дымовых труб», учитывающей в составе работ операцию «Оштукатуривание поверхности труб с навеской и снятием правил». Необходимые подготовительные и сопутствующие работы по разборке и установке зонтов над шахтами, прочистке дымоходов, телевизионному инспекционному обследованию дымохода, устройству и разборке деревянных лесов и др. определяются в соответствии с дефектной ведомостью работ, согласно технологии производства работ по футеровке канала.

    Каков порядок определения стоимости эскизного проекта и дизайн-проекта?

    В соответствии с п. 30 раздела II Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» сметная документация на строительство объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением бюджетных средств, составляется с применением утвержденных сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов.

    ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТОИМОСТИ РАЗРАБОТКИ ЭСКИЗНОГО ПРОЕКТА

    Согласно п. 1 статьи 759 «Исходные данные для выполнения проектных и изыскательских работ» части второй Гражданского кодекса РФ на заказчика возложена обязанность по передаче подрядчику задания на проектирование, где изложены требования, которым должна соответствовать проектная документация, ее назначение, параметры и иные исходные данные, необходимые для составления технической документации (расчеты стоимости работ, ТЭО, схемы, графики, чертежи, особенности местности, применительно к которой составляется документация, назначение и свойства объекта, подлежащие применению сборники нормативов, эскизные проекты, единицы измерения, поправочные коэффициенты, ведомости допусков и т. п.).

    Также в соответствии с Письмом Государственного комитета РСФСР по делам строительства от 28.06.1990 № 15-118/8 «О временном порядке разработки, определения стоимости и утверждения эскизного архитектурного проекта» эскизный проект является предпроектной стадией и устанавливается в объеме, необходимом и достаточном для оценки качества принятых архитектурных и градостроительных решений, утверждения и использования его в дальнейшем проектировании. Эскизный проект выполняется на основе согласованного соответствующим архитектурно-градостроительным органом задания, выданного заказчиком.

    При этом разработка эскизных проектов с использованием типовых или повторных индивидуальных проектов для строительства отдельных зданий и сооружений не допускается.

    Следует учитывать, что разработка эскизного проекта положениями Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ и Постановления Правительства от 16.02.2008 № 87 не предусмотрена. В связи с этим порядок определения стоимости разработки эскизного проекта в Справочнике базовых цен на проектные работы в строительстве «Объекты жилищно-гражданского строительства», утвержденные приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 28.05.2010 № 260, не регламентирован.

    Эскизный проект, согласно разъяснениям ОАО «ЦЕНТРИНВЕСТпроект» по применению Сборника цен и справочников базовых цен на проектные работы для строительства (Вопросы и ответы, изд. 2012–2017 гг.), может разрабатываться в особых случаях по требованию органов архитектурно-градостроительного надзора, что отражается в задании на проектирование и архитектурно-планировочном задании. Состав и содержание эскизного проекта определяются градостроительными организациями и прилагаются к архитектурно-планировочному заданию.

    В случае необходимости разработки эскизного проекта его затраты могут быть рассчитаны в соответствии с трудоемкостью работ по согласованию с заказчиком по форме 3П или использованы ценовые показатели, содержащиеся в справочниках базовых цен на проектные работы в строительстве, с применением корректирующего коэффициента, размер которого устанавливается исполнителем по согласованию с заказчиком.

    Таким образом, разработка эскизного проекта и иных аналогичных предпроектных материалов возможна согласно п. 4.3.3 Справочника базовых цен на проектные работы в строительстве «Объекты авиационной промышленности», утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.11.2011 № 547 и внесенного в федеральный реестр сметных нормативов, и оценивается в размере не более 15% от общей базовой цены проектных работ. Величина этого показателя устанавливается по согласованию с заказчиком в соответствии с трудоемкостью работ и с учетом состава предпроектных материалов.

    ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТОИМОСТИ РАЗРАБОТКИ ДИЗАЙН-ПРОЕКТА

    В соответствии с п. 2.1.4 Методических указаний по применению справочников базовых цен на проектные работы в строительстве, утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2009 № 620, цена разработки проектной и рабочей документации на строительство объектов, для которых цены в справочниках базовых цен на проектные работы в строительстве не приведены и не могут быть приняты по аналогии, определяются расчетом стоимости в соответствии с калькуляцией затрат (форма 3П).

    ПО ПРИВЕДЕНИЮ СТОИМОСТИ РАЗРАБОТКИ ЭСКИЗНОГО ПРОЕКТА К РЫНОЧНЫМ ЦЕНАМ

    Пересчет стоимости проектных работ в текущий уровень цен выполняется с применением индексов изменения сметной стоимости, рекомендуемых и публикуемых ежеквартально Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

    В настоящее время пересчет стоимости проектных работ, определенных на основании справочника базовых цен на проектные работы в строительстве «Объекты авиационной промышленности», осуществляется с применением индексов изменения сметной стоимости проектных и изыскательских работ согласно письму Минстроя России от 05.03.2019 № 7581-ДВ/09.

    Просим разъяснить порядок применения понижающих коэффициентов 0,85 и 0,8 к накладным расходам и сметной прибыли при составлении сметной документации на строительство, реконструкцию, капремонт и ремонт объектов капитального строительства в связи с не подлежащим применению с 27 апреля 2018 года письмом Минрегиона РФ от 27.11.2012 № 2536-ИП/12/ГС.

    Сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, определяется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в Федеральный реестр сметных нормативов (далее – федеральный реестр).
    В соответствии со ст. 8.1 Градостроительного кодекса РФ функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства осуществляет федеральный орган исполнительной власти (Минстрой РФ).
    Письмом Минстроя РФ от 25.07.2018 № 32367-ХМ/09 в высшие органы исполнительной власти субъектов РФ были направлены проекты новых методических документов, в том числе «Методика определения величины накладных расходов в строительстве» и «Методика определения величины сметной прибыли в строительстве». Но по состоянию на текущее время данные методические документы не утверждены и соответственно не включены в федеральный реестр. Поскольку письмо Минрегиона РФ от 27.11.2012 № 2536-ИП/12/ ГС исключено из федерального реестра, понижающие коэффициенты к накладным расходам и сметной прибыли, 0,85 и 0,8 соответственно, при составлении сметной документации не применяются.
    Таким образом, при сос­­тавлении сметной документации размер нормативов накладных расходов и сметной прибыли принимается в соответствии с действующими «Методическими указаниями по определению величины накладных расходов в строительстве» (МДС 81-33.2004), утвержденными постановлением Госстроя России от 12.01.2004 № 6, и «Методическими указаниями по определению величины сметной прибыли в строительстве» (МДС 81-25.2001), утвержденными постановлением Госстроя России от 28.02.2001 № 15, включенными в федеральный реестр.
    Исходя из вышесказанного, для объектов капитального строительства, капремонт, строительство и реконструкция которых планируется в текущем году, рекомендуется пользоваться документами, включенными в федеральный реестр.  

    Проектом, над которым сейчас работает наша организация, предусмотрен  демонтаж существующих и монтаж новых металлических трибун, трибуны представляют собой металлоконструкции, изготовленные на заводе в виде сборочных элементов, которые монтируются на строительной площадке. Каким образом данные конструкции должны быть учтены в сметной документации: в виде материала или в виде оборудования?



    Секция трибуны состоит из конструктивных элементов, объединенных в сборочные единицы. Сборочными единицами являются металлоконструкции: раскос, балка горизонтальная, каркасы, ограждения заднее, боковое и угловое, стойки ограждения, направляющая и т. д.

    Монтаж металлоконструкций трибун определен ресурсным методом по ГЭСН 2001 в редакции 2017 года, утвержденными приказом Министерства строительства и ЖКХ Российской Федерации от 30.12.2016 № 1038/пр с изменениями 1–5 в редакции приказа от 18.07.2019 № 409/пр, по сборнику ГЭСН 09 «Строительные металлические конструкции».

    Согласно п. 1.9 технической части в сборнике ГЭСН 09 «Строительные металлические конструкции» учтены затраты на монтаж строительных стальных и алюминиевых конструкций производственных, гражданских зданий и сооружений различного назначения.

    В затратной части примененной нормы ГЭСН 09-06-006-03 содержатся материальные ресурсы, стоимость которых определяется по сборникам средних сметных цен на материалы, изделия, конструкции и оборудование, применяемые в текущем уровне цен для Республики Татарстан ССЦ 2019-01, части 1–5, по коду 07.2.07.13 «Конструкции стальные», который требует уточнения расхода материального ресурса по проектной документации.

    Учитывая изложенное, порядок отнесения ресурсов к материалам или оборудованию зависит от норматива, который применяется при определении затрат на установку (монтаж): по сборникам на монтаж оборудования (ГЭСНм) или строительные работы (ГЭСН, ГЭСНр).

    В данном случае материальный ресурс «металлические конструкции трибун» следует отнести к статье «Материалы». 

    Просим разъяснить порядок применения положений Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004) в части коэффициентов, учитывающих условия производства работ при капитальном ремонте МКД, в связи с вводом в действие Методики применения сметных норм, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее – Минстрой РФ) от 29.12.2016 №1028?

    Согласно п. 1 ст. 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, и др., определяется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов.

    В целях урегулирования правовых неопределенностей, возникающих в правоприменительной практике по вопросам, относящимся к сфере нормирования и ценообразования при проектировании и строительстве, принят Федеральный закон от 26.07.2017 № 191-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 191-ФЗ).

    Согласно ст. 3 Федерального закона № 191-ФЗ методические и другие документы в сфере ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности, включенные в федеральный реестр сметных нормативов до 30.09.2017, действуют до даты размещения сметных цен строительных ресурсов, определенных в соответствии с частью 5 статьи 8.3 Градкодекса РФ (в редакции Федерального закона № 191-ФЗ), в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС).

    Таким образом, методические документы, включенные в федеральный реестр сметных нормативов до 30.09.2017, действуют в части, не противоречащей положениям новых методических документов.

    Методика применения сметных норм, утвержденная приказом Минстроя РФ от 29.12.2016 № 1028, введена в действие с 1.02.2017 и включена в федеральный реестр сметных нормативов. Положения данной методики являются обязательными для использования при определении сметной стоимости капитального ремонта многоквартирного дома, осуществляемого полностью или частично за счет средств регионального оператора, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо средств собственников помещений в многоквартирном доме.

    В таблице 3 Приложения 3 Методики применения сметных норм приведены коэффициенты к затратам труда рабочих и машинистов, затратам на эксплуатацию машин и механизмов для учета в сметной документации влияния условий производства работ, предусмотренных проектной документацией, для капитального ремонта объектов капитального строительства. При этом применение данных коэффициентов должно быть обосновано проектом организации капитального ремонта.

    Коэффициенты к сметным нормам при производстве ремонтно-строительных работ в стесненных условиях застроенной части населенных пунктов приведены в п.10 табл. 3. При применении данных коэффициентов необходимо учитывать примечания в конце приложений.

    Кроме того необходимо отметить, что, согласно примечанию 1 к табл. 3, указанные в п. 10 коэффициенты не распространяются на работы, выполняемые в помещениях объектов капитального строительства.

    Исходя из вышесказанного, при составлении сметной документации на капитальный ремонт многоквартирных домов с 1.02.2017 необходимо пользоваться Методикой применения сметных норм, утвержденной приказом Минстроя РФ от 29.12.2016 № 1028, при этом применение положений МДС 81-35.2004 правомерно в части, не противоречащей положениям новой методики.

    Каков порядок применения коэффициентов 1,15 к нормам затрат труда рабочих и 1,25 к нормам времени на эксплуатацию строительных машин и механизмов, затратам труда машинистов, при определении сметных затрат на ремонтно-строительные работы и работы по реконструкции объектов капитального строительства?

    Методика применения сметных норм (далее –Методика), утвержденная приказом Минстроя РФ от 29.12.2016 № 1028, определяет единый порядок применения сметных норм на строительные, специальные строительные, ремонтно-строительные работы, монтаж оборудования и пусконаладочные работы при определении сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства. Положения Методики являются обязательными для использования при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

    В соответствии с п. 8.7.1 Методики при отсутствии необходимых сметных норм, включенных в сборники ГЭСНр, сметные затраты на ремонтно-строительные работы и работы по реконструкции объектов капитального строительства могут быть определены:

    1) по сметным нормам сборника ГЭСН 81-02-46 «Работы при реконструкции зданий и сооружений»;

    2) по сметным нормам, включенным в сборники ГЭСН (аналогичные технологическим процессам в новом строительстве, в том числе по возведению новых конструктивных элементов), с применением следующих коэффициентов:
    • 1,15 – к затратам труда рабочих;
    • 1,25 – к нормам времени на эксплуатацию строительных машин и механизмов, затратам труда машинистов.

    При этом данные коэффициенты учитывают:
    • отсутствие возможности применения технологических схем производства работ, принятых в сметных нормах, включенных в сборники ГЭСН;
    • потери подрядных организаций, связанные с мало объемностью работ;
    • снижение уровня годового режима работы строительных машин.

    Указанные коэффициенты не распространяются на монтажные и пусконаладочные работы, а также на работы по демонтажу конструкций и разборке существующих сооружений.

    При разработке сметной документации выбор той или иной нормы из действующих сметных нормативов осуществляется в соответствии с применяемой в проекте технологией и условиями производства работ, что должно быть отражено в проекте организации строительства (капитального ремонта, реконструкции) и относится к компетенции заказчика строительства и организации, осуществляющей разработку проектной документации.

    При этом выбор норм и расценок для применительного использования в сметной документации (при отсутствии прямых сметных нормативов) рекомендуется осуществлять с учетом максимального соответствия состава работ и ресурсов применяемого норматива условиям производства работ, предусмотренным проектом.

    Если работы, выполняемые при капитальном ремонте или реконструкции, производятся в условиях, обеспечивающих бесперебойное ведение работ, с максимальной производительностью рабочих и механизмов, понятия «капитальный ремонт» и «реконструкция» на эти объекты распространяются условно. В связи с этим коэффициенты 1,15 к нормам затрат труда рабочих и 1,25

    к нормам времени на эксплуатацию строительных машин и механизмов, затратам труда машинистов при выполнении таких работ не применяются.

    Если в техническом задании (раздел «Особые условия производства работ») на капитальный ремонт или реконструкцию заказчиком указано на идентичность технологии выполнения данных работ, технологии выполнения работ при новом строительстве, коэффициенты 1,15 и 1,25 также не применяются.

    Разъясните, пожалуйста, правильность применения коэффициента типовой привязки до 0,35 по Приказу от 23.03.2010 г. № 620 гл. 3 п. 3,2. На КТП/БКТП заводского изготовления заказчик дает данный коэффициент, но если заводу было предоставлено проектировщиком техническое задание на разработку КТП/БКТП индивидуальных размеров и компоновок, правомерно ли применение данного коэффициента?

    В соответствии с п. 3.2 раздела III Методических указаний по применению справочников базовых цен на проектные работы в строительстве, утвержденных приказом Минстроя России от 23.03.2010 № 620, цена привязки типовой или повторно применяемой проектной документации, без внесения изменений в надземную часть здания, определяется с применением коэффициентов от 0,2 до 0,35. При этом минимальный размер коэффициента принимается при привязке объекта без внесений каких-либо изменений в надземную и подземную части здания.

    Цена привязки типовой или повторно применяемой проектной документации с внесением в нее изменений в подземную и надземную часть определяется по ценам справочников с применением общего коэффициента до 0,8 в зависимости от трудоемкости работ. Примерные объемы работ по разработке отдельных элементов зданий и сооружений в процентах от стоимости проектирования приведены в приложении № 3 к настоящим Методическим указаниям.

    Таким образом, стоимость проектирования типовой или повторно применяемой проектной документации при внесении изменений в подземную или надземную часть здания, может быть определена с применением коэффициента от 0,2 до 0,35.

    Кроме того, согласно п. 1.6. раздела I «Основные положения» Методических указаний по применению справочников базовых цен на проектные работы в строительстве, при выполнении проектных работ в сокращенном против предусмотренных действующими нормативными документами составу разделов и объемов работ, их цена, независимо от способов ее расчета, определяется по ценам на разработку проектной и рабочей документации с применением понижающего коэффициента, размер которого устанавливается исполнителем по согласованию с заказчиком, в соответствии с трудоемкостью работ и относительной стоимостью разработки разделов проектной и рабочей документации.

    При составлении смет на проектные работы по реконструкции распределительных устройств, трансформаторных подстанций, комплектных трансформаторных подстанций в городе Казани в соответствии с п.1.10 раздела I «Основные положения» справочника базовых цен на проектные работы в строительстве «Коммунальные инженерные сети и сооружения», нами применяется коэффициент 1,2 (проектирование объектов в городах с населением более 1 млн человек). Согласно переписи населения от 2010 года в городе Казань проживает более 1 млн 200 тыс. человек. Тем не менее, заказчик данный коэффициент не согласовывает. Просим разъяснить правильность применения этого коэффициента?

    Да, действительно, в соответствии с п. 1.10 раздела I «Основные положения» справочника базовых цен на проектные работы в строительстве «Коммунальные инженерные сети и сооружения», при проектировании объектов в городах с населением более 1 млн человек может быть применен коэффициент до 1,2.

    В СНБ 2017 года расценка ГЭСН 26-02-019(018)-01(02) очень изменилась по трудозатратам в сторону уменьшения. Сметная стоимость по огнезащите деревянных поверхностей стала нереально низкой. Чем это обусловлено? Столкнулись ли с этим другие сметчики? Каков алгоритм разработки новых норм?

    На Ваш запрос об изменении величины трудозатрат в затратной части норм ГЭСН 26-02-019-01 «Огнезащитное покрытие деревянных поверхностей составом для обеспечения первой группы огнезащитной эффективности по НПБ 251» и ГЭСН 26-02-018-02 «Огнебиозащитное покрытие деревянных поверхностей готовыми составами для обеспечения второй группы огнезащитной эффективности по НПБ 251» в сметно-нормативной базе редакции 2017 года поясняем.

    Приказом Минстроя РФ от 30.12.2016 № 1038/пр приняты новые государственные элементные сметные нормы редакции 2017 года. Данные нормы были актуализированы в соответствии с современными технологиями и условиями производства работ в части наименования, измерителя, состава работ, трудовых ресурсов, перечня и показателей расхода строительных машин и механизмов, а также перечня и показателей расхода материалов.

    Кроме того, в конце 2016 – начале 2017 года были утверждены некоторые методические документы в строительстве. В частности, приказом Минстроя РФ от 29.12.2016 № 1028/пр утверждена Методика применения сметных норм. На основании п. 3.4 данной методики сметные нормы разработаны на основе принципа усреднения с минимизацией расходов всех необходимых ресурсов.

    Данный вопрос сметчиками из других организаций не задавался, однако хочу напомнить, что, в случае если технология работ и потребность в ресурсах существенно отличаются от предусмотренных в нормах таблиц ГЭСН 26-02-018 и ГЭСН 26-02-019 сборника ГЭСН № 26 «Теплоизоляционные работы», возможна разработка новых норм и расценок согласно п. 2.15 МДС 81-35. 2004. При этом разработка и утверждение сметных нормативов при строительстве, осуществляемом с привлечением бюджетных средств, производится в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Минстроя РФ от 13.04.2017 № 710/пр «Об утверждении порядка утверждения сметных нормативов» (далее – Порядок).

    Алгоритм разработки новых норм и расценок выглядит следующим образом:

    1. Планирование сметных нормативов осуществляется ежегодно на основании предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц (далее – Инициаторы) об утверждении сметных нормативов. Формирование плана утверждения (актуализации, пересмотра) сметных нормативов (далее – План) осуществляется Минстроем России. План утверждается приказом Минстроя России и размещается на официальном сайте Минстроя России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

    2. Согласно п. 4 данного Порядка, Инициаторы направляют предложения об утверждении сметных нормативов в Минстрой РФ с приложением следующих документов:

    - информации, указанной в пункте 16 либо пункте 17 настоящего Порядка соответственно;
    - технико-экономического обоснования, подтверждающего необходимость разработки, актуализации или пересмотра сметного норматива (сметных нормативов);
    - сведений о наличии (отсутствии) объектов капитального строительства, при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте которых применяются технологии, материалы, оборудование, по которым Инициатором предлагается разработка и (или) актуализация сметных норм.

    3. В соответствии с п. 16 Порядка, в случае если Инициатором является федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, юридическое лицо, в План включаются следующие сведения:

    - наименование федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, юридического лица;
    - место нахождения, адрес Инициатора;
    - наименование планируемого к утверждению проекта сметного норматива;
    - сроки подготовки технического задания на разработку и (или) актуализацию сметного норматива (далее – ТЗ);
    - информация о лицах, ответственных за подготовку ТЗ и за разработку и (или) актуализацию сметного норматива (при наличии);
    - предельный срок разработки и (или) актуализации сметного норматива;
    - источник финансирования разработки и (или) актуализации сметного норматива;
    - наименование и реквизиты актов Правительства Российской Федерации, поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, содержащих указания на разработку и (или) актуализацию сметных нормативов (при наличии);
    - иные сведения, относящиеся к утверждению сметного норматива.

    4. В соответствии с п. 17 Порядка, в случае если Инициатором является физическое лицо, в План включаются следующие сведения:

    - фамилия, имя, отчество (при наличии), идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома и квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
    - наименование планируемого к утверждению сметного норматива;
    - сроки подготовки ТЗ;
    - информация о лицах, ответственных за подготовку ТЗ и за разработку и (или) актуализацию сметного норматива (при наличии);
    - предельный срок разработки и (или) актуализации сметного норматива;
    - источник финансирования разработки и (или) актуализации сметного норматива;
    - иные сведения, относящиеся к утверждению сметного норматива.

    Каким образом должна быть составлена и включена в сводный сметный расчет стоимости строительства смета на перевозку материалов, изделий и конструкций автомобильным транспортом на расстояние более 30 километров? Смета должна быть составлена по всей номенклатуре используемых материалов либо разделена по видам работ? Какой использовать индекс при переводе в текущие цены: общий индекс на общестроительные работы или по видам работ?

    Перевозка строительных материалов на расстояние более 30 км должна быть обоснована ПОС (ПОКР), согласованным с заказчиком. Расчет стоимости перевозки производится исходя из массы брутто и класса перевозимого материала на основании согласованной с заказчиком транспортной схемы. При этом стоимость перевозки относится на стоимость материала и, следовательно, должна быть отражена в том же ЛСР. В случае отсутствия в ФССЦ на материалы, изделия и конструкции показателей стоимости отдельных материалов определение их отпускной стоимости в текущем уровне цен до введения в действие ФГИС ЦС допускается в локальных сметах по прайс-листам (счетам-фактурам), согласованным с заказчиком. При этом для определения базисной стоимости материалов, изделий и конструкций, включенных в ЛСР по прайс-листам, приведение из текущей стоимости в базисный уровень цен рекомендуется осуществлять с использованием того же индекса, который будет применяться для пересчета данного ресурса из базисного уровня цен в текущий. То есть при определении базисной стоимости методом обратного счета используется тот же индекс, который применяется на весь объект в целом. 

    Обосновывающие документы в текущем уровне цен должны быть актуализированы на период направления сметной документации на проверку достоверности сметной стоимости.