Государственное автономное учреждение
«Управление государственной экспертизы и ценообразования
Республики Татарстан по строительству и архитектуре»


Музей Учреждения
+7 (843) 272-04-94
420054, Республика Татарстан,
г. Казань, ул. Габдуллы Тукая,
д. 125

    Разъясните, пожалуйста, правильность применения коэффициента типовой привязки до 0,35 по Приказу от 23.03.2010 г. № 620 гл. 3 п. 3,2. На КТП/БКТП заводского изготовления заказчик дает данный коэффициент, но если заводу было предоставлено проектировщиком техническое задание на разработку КТП/БКТП индивидуальных размеров и компоновок, правомерно ли применение данного коэффициента?

    В соответствии с п. 3.2 раздела III Методических указаний по применению справочников базовых цен на проектные работы в строительстве, утвержденных приказом Минстроя России от 23.03.2010 № 620, цена привязки типовой или повторно применяемой проектной документации, без внесения изменений в надземную часть здания, определяется с применением коэффициентов от 0,2 до 0,35. При этом минимальный размер коэффициента принимается при привязке объекта без внесений каких-либо изменений в надземную и подземную части здания.

    Цена привязки типовой или повторно применяемой проектной документации с внесением в нее изменений в подземную и надземную часть определяется по ценам справочников с применением общего коэффициента до 0,8 в зависимости от трудоемкости работ. Примерные объемы работ по разработке отдельных элементов зданий и сооружений в процентах от стоимости проектирования приведены в приложении № 3 к настоящим Методическим указаниям.

    Таким образом, стоимость проектирования типовой или повторно применяемой проектной документации при внесении изменений в подземную или надземную часть здания, может быть определена с применением коэффициента от 0,2 до 0,35.

    Кроме того, согласно п. 1.6. раздела I «Основные положения» Методических указаний по применению справочников базовых цен на проектные работы в строительстве, при выполнении проектных работ в сокращенном против предусмотренных действующими нормативными документами составу разделов и объемов работ, их цена, независимо от способов ее расчета, определяется по ценам на разработку проектной и рабочей документации с применением понижающего коэффициента, размер которого устанавливается исполнителем по согласованию с заказчиком, в соответствии с трудоемкостью работ и относительной стоимостью разработки разделов проектной и рабочей документации.

    При составлении смет на проектные работы по реконструкции распределительных устройств, трансформаторных подстанций, комплектных трансформаторных подстанций в городе Казани в соответствии с п.1.10 раздела I «Основные положения» справочника базовых цен на проектные работы в строительстве «Коммунальные инженерные сети и сооружения», нами применяется коэффициент 1,2 (проектирование объектов в городах с населением более 1 млн человек). Согласно переписи населения от 2010 года в городе Казань проживает более 1 млн 200 тыс. человек. Тем не менее, заказчик данный коэффициент не согласовывает. Просим разъяснить правильность применения этого коэффициента?

    Да, действительно, в соответствии с п. 1.10 раздела I «Основные положения» справочника базовых цен на проектные работы в строительстве «Коммунальные инженерные сети и сооружения», при проектировании объектов в городах с населением более 1 млн человек может быть применен коэффициент до 1,2.

    В СНБ 2017 года расценка ГЭСН 26-02-019(018)-01(02) очень изменилась по трудозатратам в сторону уменьшения. Сметная стоимость по огнезащите деревянных поверхностей стала нереально низкой. Чем это обусловлено? Столкнулись ли с этим другие сметчики? Каков алгоритм разработки новых норм?

    На Ваш запрос об изменении величины трудозатрат в затратной части норм ГЭСН 26-02-019-01 «Огнезащитное покрытие деревянных поверхностей составом для обеспечения первой группы огнезащитной эффективности по НПБ 251» и ГЭСН 26-02-018-02 «Огнебиозащитное покрытие деревянных поверхностей готовыми составами для обеспечения второй группы огнезащитной эффективности по НПБ 251» в сметно-нормативной базе редакции 2017 года поясняем.

    Приказом Минстроя РФ от 30.12.2016 № 1038/пр приняты новые государственные элементные сметные нормы редакции 2017 года. Данные нормы были актуализированы в соответствии с современными технологиями и условиями производства работ в части наименования, измерителя, состава работ, трудовых ресурсов, перечня и показателей расхода строительных машин и механизмов, а также перечня и показателей расхода материалов.

    Кроме того, в конце 2016 – начале 2017 года были утверждены некоторые методические документы в строительстве. В частности, приказом Минстроя РФ от 29.12.2016 № 1028/пр утверждена Методика применения сметных норм. На основании п. 3.4 данной методики сметные нормы разработаны на основе принципа усреднения с минимизацией расходов всех необходимых ресурсов.

    Данный вопрос сметчиками из других организаций не задавался, однако хочу напомнить, что, в случае если технология работ и потребность в ресурсах существенно отличаются от предусмотренных в нормах таблиц ГЭСН 26-02-018 и ГЭСН 26-02-019 сборника ГЭСН № 26 «Теплоизоляционные работы», возможна разработка новых норм и расценок согласно п. 2.15 МДС 81-35. 2004. При этом разработка и утверждение сметных нормативов при строительстве, осуществляемом с привлечением бюджетных средств, производится в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Минстроя РФ от 13.04.2017 № 710/пр «Об утверждении порядка утверждения сметных нормативов» (далее – Порядок).

    Алгоритм разработки новых норм и расценок выглядит следующим образом:

    1. Планирование сметных нормативов осуществляется ежегодно на основании предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц (далее – Инициаторы) об утверждении сметных нормативов. Формирование плана утверждения (актуализации, пересмотра) сметных нормативов (далее – План) осуществляется Минстроем России. План утверждается приказом Минстроя России и размещается на официальном сайте Минстроя России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

    2. Согласно п. 4 данного Порядка, Инициаторы направляют предложения об утверждении сметных нормативов в Минстрой РФ с приложением следующих документов:

    - информации, указанной в пункте 16 либо пункте 17 настоящего Порядка соответственно;
    - технико-экономического обоснования, подтверждающего необходимость разработки, актуализации или пересмотра сметного норматива (сметных нормативов);
    - сведений о наличии (отсутствии) объектов капитального строительства, при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте которых применяются технологии, материалы, оборудование, по которым Инициатором предлагается разработка и (или) актуализация сметных норм.

    3. В соответствии с п. 16 Порядка, в случае если Инициатором является федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, юридическое лицо, в План включаются следующие сведения:

    - наименование федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, юридического лица;
    - место нахождения, адрес Инициатора;
    - наименование планируемого к утверждению проекта сметного норматива;
    - сроки подготовки технического задания на разработку и (или) актуализацию сметного норматива (далее – ТЗ);
    - информация о лицах, ответственных за подготовку ТЗ и за разработку и (или) актуализацию сметного норматива (при наличии);
    - предельный срок разработки и (или) актуализации сметного норматива;
    - источник финансирования разработки и (или) актуализации сметного норматива;
    - наименование и реквизиты актов Правительства Российской Федерации, поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, содержащих указания на разработку и (или) актуализацию сметных нормативов (при наличии);
    - иные сведения, относящиеся к утверждению сметного норматива.

    4. В соответствии с п. 17 Порядка, в случае если Инициатором является физическое лицо, в План включаются следующие сведения:

    - фамилия, имя, отчество (при наличии), идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома и квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
    - наименование планируемого к утверждению сметного норматива;
    - сроки подготовки ТЗ;
    - информация о лицах, ответственных за подготовку ТЗ и за разработку и (или) актуализацию сметного норматива (при наличии);
    - предельный срок разработки и (или) актуализации сметного норматива;
    - источник финансирования разработки и (или) актуализации сметного норматива;
    - иные сведения, относящиеся к утверждению сметного норматива.

    Каким образом должна быть составлена и включена в сводный сметный расчет стоимости строительства смета на перевозку материалов, изделий и конструкций автомобильным транспортом на расстояние более 30 километров? Смета должна быть составлена по всей номенклатуре используемых материалов либо разделена по видам работ? Какой использовать индекс при переводе в текущие цены: общий индекс на общестроительные работы или по видам работ?

    Перевозка строительных материалов на расстояние более 30 км должна быть обоснована ПОС (ПОКР), согласованным с заказчиком. Расчет стоимости перевозки производится исходя из массы брутто и класса перевозимого материала на основании согласованной с заказчиком транспортной схемы. При этом стоимость перевозки относится на стоимость материала и, следовательно, должна быть отражена в том же ЛСР. В случае отсутствия в ФССЦ на материалы, изделия и конструкции показателей стоимости отдельных материалов определение их отпускной стоимости в текущем уровне цен до введения в действие ФГИС ЦС допускается в локальных сметах по прайс-листам (счетам-фактурам), согласованным с заказчиком. При этом для определения базисной стоимости материалов, изделий и конструкций, включенных в ЛСР по прайс-листам, приведение из текущей стоимости в базисный уровень цен рекомендуется осуществлять с использованием того же индекса, который будет применяться для пересчета данного ресурса из базисного уровня цен в текущий. То есть при определении базисной стоимости методом обратного счета используется тот же индекс, который применяется на весь объект в целом. 

    Обосновывающие документы в текущем уровне цен должны быть актуализированы на период направления сметной документации на проверку достоверности сметной стоимости.

    В случае применения закрытой расценки зачастую возникает вопрос от подрядчика о необходимости замены основных, включенных в закрытую расценку материалов. Замена их обоснована проектным решением, а наличие на объекте подтверждается техническим надзором. Каким образом необходимо поступить в таком случае, возможна ли замена основных материалов, включенных в закрытую расценку?

    Замена строительных материалов, изделий и конструкций, учтенных закрытыми расценками сборников ФЕР-2001, на материал, предусмотренный проектом, допускается при условии соответствия технологии выполнения работ заменяемого по проекту материала технологии, принятой при разработке нормы (расценки).

    - Замена материала в расценке должна быть обоснована проектом.
    - Сама расценка не корректируется.
    - Внесение изменений в единичные расценки не допускается.

    Отдельными строками заменяемые вами материалы включите со знаком «минус» и отдельными же строками добавьте предусмотренные проектом.

    Дайте, пожалуйста, разъяснения по вопросам о сметных расценках и планово-расчетных ценах машин и автотранспортных средств, включенных в сметную документацию?

    В соответствии с п. 1.3 «Методики определения сметных цен на эксплуатацию машин и механизмов», утвержденной приказом Минстроя РФ от 20.12.2016 № 999/пр, сметные цены на эксплуатацию машин и механизмов предназначены для определения сметных затрат на эксплуатацию машин и механизмов при составлении сметной документации.
    Согласно п. 3.4 вышеуказанной методики, сметными ценами на эксплуатацию машин и механизмов учитываются прямые затраты, а также накладные расходы и сметная прибыль в составе отдельных статей затрат. К статьям, в которых учитываются накладные расходы и сметная прибыль в составе сметных цен, относятся:

    - затраты на замену быстроизнашивающихся частей в случае привлечения сторонних организаций (когда к работам по замене быстроизнашивающихся частей, помимо рабочего, управляющего данной машиной, привлекаются рабочие организации, обеспечивающей эксплуатационную готовность машины);

    - затраты на выполнение всех видов ремонта и технического обслуживания машин и механизмов;

    - затраты на перебазировку машин и механизмов с базы механизации на строительную площадку и обратно – со строительной площадки на базу механизации.

    В остальных статьях затрат, формирующих сметную расценку (стоимость машино-часа) машин и механизмов, нормативы накладных расходов и сметной прибыли не учтены.

    Планово-расчетные цены разрабатываются на основе сметных цен, с начислением накладных расходов и сметной прибыли к показателям оплаты труда машинистов строительных машин и применяются при определении сметной стоимости строительства и осуществлении взаиморасчетов между подрядными строительными организациями и подразделениями строймеханизации.
    Таким образом, для составления сметной документации на объекты, финансируемые из бюджетных и внебюджетных источников, применяются сметные цены (сметные расценки), а для расчетов между участниками инвестиционного процесса за работу строительных машин и механизмов, в соответствии с договором подряда, применяются планово-расчетные цены.