Государственное автономное учреждение
«Управление государственной экспертизы и ценообразования
Республики Татарстан по строительству и архитектуре»


Музей Учреждения
+7 (843) 272-04-94
420054, Республика Татарстан,
г. Казань, ул. Габдуллы Тукая,
д. 125

    Просим разъяснить порядок применения положений Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004) в части коэффициентов, учитывающих условия производства работ при капитальном ремонте МКД, в связи с вводом в действие Методики применения сметных норм, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее – Минстрой РФ) от 29.12.2016 №1028?

    Согласно п. 1 ст. 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, и др., определяется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов.

    В целях урегулирования правовых неопределенностей, возникающих в правоприменительной практике по вопросам, относящимся к сфере нормирования и ценообразования при проектировании и строительстве, принят Федеральный закон от 26.07.2017 № 191-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 191-ФЗ).

    Согласно ст. 3 Федерального закона № 191-ФЗ методические и другие документы в сфере ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности, включенные в федеральный реестр сметных нормативов до 30.09.2017, действуют до даты размещения сметных цен строительных ресурсов, определенных в соответствии с частью 5 статьи 8.3 Градкодекса РФ (в редакции Федерального закона № 191-ФЗ), в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС).

    Таким образом, методические документы, включенные в федеральный реестр сметных нормативов до 30.09.2017, действуют в части, не противоречащей положениям новых методических документов.

    Методика применения сметных норм, утвержденная приказом Минстроя РФ от 29.12.2016 № 1028, введена в действие с 1.02.2017 и включена в федеральный реестр сметных нормативов. Положения данной методики являются обязательными для использования при определении сметной стоимости капитального ремонта многоквартирного дома, осуществляемого полностью или частично за счет средств регионального оператора, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо средств собственников помещений в многоквартирном доме.

    В таблице 3 Приложения 3 Методики применения сметных норм приведены коэффициенты к затратам труда рабочих и машинистов, затратам на эксплуатацию машин и механизмов для учета в сметной документации влияния условий производства работ, предусмотренных проектной документацией, для капитального ремонта объектов капитального строительства. При этом применение данных коэффициентов должно быть обосновано проектом организации капитального ремонта.

    Коэффициенты к сметным нормам при производстве ремонтно-строительных работ в стесненных условиях застроенной части населенных пунктов приведены в п.10 табл. 3. При применении данных коэффициентов необходимо учитывать примечания в конце приложений.

    Кроме того необходимо отметить, что, согласно примечанию 1 к табл. 3, указанные в п. 10 коэффициенты не распространяются на работы, выполняемые в помещениях объектов капитального строительства.

    Исходя из вышесказанного, при составлении сметной документации на капитальный ремонт многоквартирных домов с 1.02.2017 необходимо пользоваться Методикой применения сметных норм, утвержденной приказом Минстроя РФ от 29.12.2016 № 1028, при этом применение положений МДС 81-35.2004 правомерно в части, не противоречащей положениям новой методики.

    Каков порядок применения коэффициентов 1,15 к нормам затрат труда рабочих и 1,25 к нормам времени на эксплуатацию строительных машин и механизмов, затратам труда машинистов, при определении сметных затрат на ремонтно-строительные работы и работы по реконструкции объектов капитального строительства?

    Методика применения сметных норм (далее –Методика), утвержденная приказом Минстроя РФ от 29.12.2016 № 1028, определяет единый порядок применения сметных норм на строительные, специальные строительные, ремонтно-строительные работы, монтаж оборудования и пусконаладочные работы при определении сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства. Положения Методики являются обязательными для использования при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

    В соответствии с п. 8.7.1 Методики при отсутствии необходимых сметных норм, включенных в сборники ГЭСНр, сметные затраты на ремонтно-строительные работы и работы по реконструкции объектов капитального строительства могут быть определены:

    1) по сметным нормам сборника ГЭСН 81-02-46 «Работы при реконструкции зданий и сооружений»;

    2) по сметным нормам, включенным в сборники ГЭСН (аналогичные технологическим процессам в новом строительстве, в том числе по возведению новых конструктивных элементов), с применением следующих коэффициентов:
    • 1,15 – к затратам труда рабочих;
    • 1,25 – к нормам времени на эксплуатацию строительных машин и механизмов, затратам труда машинистов.

    При этом данные коэффициенты учитывают:
    • отсутствие возможности применения технологических схем производства работ, принятых в сметных нормах, включенных в сборники ГЭСН;
    • потери подрядных организаций, связанные с мало объемностью работ;
    • снижение уровня годового режима работы строительных машин.

    Указанные коэффициенты не распространяются на монтажные и пусконаладочные работы, а также на работы по демонтажу конструкций и разборке существующих сооружений.

    При разработке сметной документации выбор той или иной нормы из действующих сметных нормативов осуществляется в соответствии с применяемой в проекте технологией и условиями производства работ, что должно быть отражено в проекте организации строительства (капитального ремонта, реконструкции) и относится к компетенции заказчика строительства и организации, осуществляющей разработку проектной документации.

    При этом выбор норм и расценок для применительного использования в сметной документации (при отсутствии прямых сметных нормативов) рекомендуется осуществлять с учетом максимального соответствия состава работ и ресурсов применяемого норматива условиям производства работ, предусмотренным проектом.

    Если работы, выполняемые при капитальном ремонте или реконструкции, производятся в условиях, обеспечивающих бесперебойное ведение работ, с максимальной производительностью рабочих и механизмов, понятия «капитальный ремонт» и «реконструкция» на эти объекты распространяются условно. В связи с этим коэффициенты 1,15 к нормам затрат труда рабочих и 1,25

    к нормам времени на эксплуатацию строительных машин и механизмов, затратам труда машинистов при выполнении таких работ не применяются.

    Если в техническом задании (раздел «Особые условия производства работ») на капитальный ремонт или реконструкцию заказчиком указано на идентичность технологии выполнения данных работ, технологии выполнения работ при новом строительстве, коэффициенты 1,15 и 1,25 также не применяются.

    Разъясните, пожалуйста, правильность применения коэффициента типовой привязки до 0,35 по Приказу от 23.03.2010 г. № 620 гл. 3 п. 3,2. На КТП/БКТП заводского изготовления заказчик дает данный коэффициент, но если заводу было предоставлено проектировщиком техническое задание на разработку КТП/БКТП индивидуальных размеров и компоновок, правомерно ли применение данного коэффициента?

    В соответствии с п. 3.2 раздела III Методических указаний по применению справочников базовых цен на проектные работы в строительстве, утвержденных приказом Минстроя России от 23.03.2010 № 620, цена привязки типовой или повторно применяемой проектной документации, без внесения изменений в надземную часть здания, определяется с применением коэффициентов от 0,2 до 0,35. При этом минимальный размер коэффициента принимается при привязке объекта без внесений каких-либо изменений в надземную и подземную части здания.

    Цена привязки типовой или повторно применяемой проектной документации с внесением в нее изменений в подземную и надземную часть определяется по ценам справочников с применением общего коэффициента до 0,8 в зависимости от трудоемкости работ. Примерные объемы работ по разработке отдельных элементов зданий и сооружений в процентах от стоимости проектирования приведены в приложении № 3 к настоящим Методическим указаниям.

    Таким образом, стоимость проектирования типовой или повторно применяемой проектной документации при внесении изменений в подземную или надземную часть здания, может быть определена с применением коэффициента от 0,2 до 0,35.

    Кроме того, согласно п. 1.6. раздела I «Основные положения» Методических указаний по применению справочников базовых цен на проектные работы в строительстве, при выполнении проектных работ в сокращенном против предусмотренных действующими нормативными документами составу разделов и объемов работ, их цена, независимо от способов ее расчета, определяется по ценам на разработку проектной и рабочей документации с применением понижающего коэффициента, размер которого устанавливается исполнителем по согласованию с заказчиком, в соответствии с трудоемкостью работ и относительной стоимостью разработки разделов проектной и рабочей документации.

    При составлении смет на проектные работы по реконструкции распределительных устройств, трансформаторных подстанций, комплектных трансформаторных подстанций в городе Казани в соответствии с п.1.10 раздела I «Основные положения» справочника базовых цен на проектные работы в строительстве «Коммунальные инженерные сети и сооружения», нами применяется коэффициент 1,2 (проектирование объектов в городах с населением более 1 млн человек). Согласно переписи населения от 2010 года в городе Казань проживает более 1 млн 200 тыс. человек. Тем не менее, заказчик данный коэффициент не согласовывает. Просим разъяснить правильность применения этого коэффициента?

    Да, действительно, в соответствии с п. 1.10 раздела I «Основные положения» справочника базовых цен на проектные работы в строительстве «Коммунальные инженерные сети и сооружения», при проектировании объектов в городах с населением более 1 млн человек может быть применен коэффициент до 1,2.

    В СНБ 2017 года расценка ГЭСН 26-02-019(018)-01(02) очень изменилась по трудозатратам в сторону уменьшения. Сметная стоимость по огнезащите деревянных поверхностей стала нереально низкой. Чем это обусловлено? Столкнулись ли с этим другие сметчики? Каков алгоритм разработки новых норм?

    На Ваш запрос об изменении величины трудозатрат в затратной части норм ГЭСН 26-02-019-01 «Огнезащитное покрытие деревянных поверхностей составом для обеспечения первой группы огнезащитной эффективности по НПБ 251» и ГЭСН 26-02-018-02 «Огнебиозащитное покрытие деревянных поверхностей готовыми составами для обеспечения второй группы огнезащитной эффективности по НПБ 251» в сметно-нормативной базе редакции 2017 года поясняем.

    Приказом Минстроя РФ от 30.12.2016 № 1038/пр приняты новые государственные элементные сметные нормы редакции 2017 года. Данные нормы были актуализированы в соответствии с современными технологиями и условиями производства работ в части наименования, измерителя, состава работ, трудовых ресурсов, перечня и показателей расхода строительных машин и механизмов, а также перечня и показателей расхода материалов.

    Кроме того, в конце 2016 – начале 2017 года были утверждены некоторые методические документы в строительстве. В частности, приказом Минстроя РФ от 29.12.2016 № 1028/пр утверждена Методика применения сметных норм. На основании п. 3.4 данной методики сметные нормы разработаны на основе принципа усреднения с минимизацией расходов всех необходимых ресурсов.

    Данный вопрос сметчиками из других организаций не задавался, однако хочу напомнить, что, в случае если технология работ и потребность в ресурсах существенно отличаются от предусмотренных в нормах таблиц ГЭСН 26-02-018 и ГЭСН 26-02-019 сборника ГЭСН № 26 «Теплоизоляционные работы», возможна разработка новых норм и расценок согласно п. 2.15 МДС 81-35. 2004. При этом разработка и утверждение сметных нормативов при строительстве, осуществляемом с привлечением бюджетных средств, производится в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Минстроя РФ от 13.04.2017 № 710/пр «Об утверждении порядка утверждения сметных нормативов» (далее – Порядок).

    Алгоритм разработки новых норм и расценок выглядит следующим образом:

    1. Планирование сметных нормативов осуществляется ежегодно на основании предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц (далее – Инициаторы) об утверждении сметных нормативов. Формирование плана утверждения (актуализации, пересмотра) сметных нормативов (далее – План) осуществляется Минстроем России. План утверждается приказом Минстроя России и размещается на официальном сайте Минстроя России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

    2. Согласно п. 4 данного Порядка, Инициаторы направляют предложения об утверждении сметных нормативов в Минстрой РФ с приложением следующих документов:

    - информации, указанной в пункте 16 либо пункте 17 настоящего Порядка соответственно;
    - технико-экономического обоснования, подтверждающего необходимость разработки, актуализации или пересмотра сметного норматива (сметных нормативов);
    - сведений о наличии (отсутствии) объектов капитального строительства, при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте которых применяются технологии, материалы, оборудование, по которым Инициатором предлагается разработка и (или) актуализация сметных норм.

    3. В соответствии с п. 16 Порядка, в случае если Инициатором является федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, юридическое лицо, в План включаются следующие сведения:

    - наименование федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, юридического лица;
    - место нахождения, адрес Инициатора;
    - наименование планируемого к утверждению проекта сметного норматива;
    - сроки подготовки технического задания на разработку и (или) актуализацию сметного норматива (далее – ТЗ);
    - информация о лицах, ответственных за подготовку ТЗ и за разработку и (или) актуализацию сметного норматива (при наличии);
    - предельный срок разработки и (или) актуализации сметного норматива;
    - источник финансирования разработки и (или) актуализации сметного норматива;
    - наименование и реквизиты актов Правительства Российской Федерации, поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, содержащих указания на разработку и (или) актуализацию сметных нормативов (при наличии);
    - иные сведения, относящиеся к утверждению сметного норматива.

    4. В соответствии с п. 17 Порядка, в случае если Инициатором является физическое лицо, в План включаются следующие сведения:

    - фамилия, имя, отчество (при наличии), идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома и квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
    - наименование планируемого к утверждению сметного норматива;
    - сроки подготовки ТЗ;
    - информация о лицах, ответственных за подготовку ТЗ и за разработку и (или) актуализацию сметного норматива (при наличии);
    - предельный срок разработки и (или) актуализации сметного норматива;
    - источник финансирования разработки и (или) актуализации сметного норматива;
    - иные сведения, относящиеся к утверждению сметного норматива.

    Каким образом должна быть составлена и включена в сводный сметный расчет стоимости строительства смета на перевозку материалов, изделий и конструкций автомобильным транспортом на расстояние более 30 километров? Смета должна быть составлена по всей номенклатуре используемых материалов либо разделена по видам работ? Какой использовать индекс при переводе в текущие цены: общий индекс на общестроительные работы или по видам работ?

    Перевозка строительных материалов на расстояние более 30 км должна быть обоснована ПОС (ПОКР), согласованным с заказчиком. Расчет стоимости перевозки производится исходя из массы брутто и класса перевозимого материала на основании согласованной с заказчиком транспортной схемы. При этом стоимость перевозки относится на стоимость материала и, следовательно, должна быть отражена в том же ЛСР. В случае отсутствия в ФССЦ на материалы, изделия и конструкции показателей стоимости отдельных материалов определение их отпускной стоимости в текущем уровне цен до введения в действие ФГИС ЦС допускается в локальных сметах по прайс-листам (счетам-фактурам), согласованным с заказчиком. При этом для определения базисной стоимости материалов, изделий и конструкций, включенных в ЛСР по прайс-листам, приведение из текущей стоимости в базисный уровень цен рекомендуется осуществлять с использованием того же индекса, который будет применяться для пересчета данного ресурса из базисного уровня цен в текущий. То есть при определении базисной стоимости методом обратного счета используется тот же индекс, который применяется на весь объект в целом. 

    Обосновывающие документы в текущем уровне цен должны быть актуализированы на период направления сметной документации на проверку достоверности сметной стоимости.

    В случае применения закрытой расценки зачастую возникает вопрос от подрядчика о необходимости замены основных, включенных в закрытую расценку материалов. Замена их обоснована проектным решением, а наличие на объекте подтверждается техническим надзором. Каким образом необходимо поступить в таком случае, возможна ли замена основных материалов, включенных в закрытую расценку?

    Замена строительных материалов, изделий и конструкций, учтенных закрытыми расценками сборников ФЕР-2001, на материал, предусмотренный проектом, допускается при условии соответствия технологии выполнения работ заменяемого по проекту материала технологии, принятой при разработке нормы (расценки).

    - Замена материала в расценке должна быть обоснована проектом.
    - Сама расценка не корректируется.
    - Внесение изменений в единичные расценки не допускается.

    Отдельными строками заменяемые вами материалы включите со знаком «минус» и отдельными же строками добавьте предусмотренные проектом.

    Дайте, пожалуйста, разъяснения по вопросам о сметных расценках и планово-расчетных ценах машин и автотранспортных средств, включенных в сметную документацию?

    В соответствии с п. 1.3 «Методики определения сметных цен на эксплуатацию машин и механизмов», утвержденной приказом Минстроя РФ от 20.12.2016 № 999/пр, сметные цены на эксплуатацию машин и механизмов предназначены для определения сметных затрат на эксплуатацию машин и механизмов при составлении сметной документации.
    Согласно п. 3.4 вышеуказанной методики, сметными ценами на эксплуатацию машин и механизмов учитываются прямые затраты, а также накладные расходы и сметная прибыль в составе отдельных статей затрат. К статьям, в которых учитываются накладные расходы и сметная прибыль в составе сметных цен, относятся:

    - затраты на замену быстроизнашивающихся частей в случае привлечения сторонних организаций (когда к работам по замене быстроизнашивающихся частей, помимо рабочего, управляющего данной машиной, привлекаются рабочие организации, обеспечивающей эксплуатационную готовность машины);

    - затраты на выполнение всех видов ремонта и технического обслуживания машин и механизмов;

    - затраты на перебазировку машин и механизмов с базы механизации на строительную площадку и обратно – со строительной площадки на базу механизации.

    В остальных статьях затрат, формирующих сметную расценку (стоимость машино-часа) машин и механизмов, нормативы накладных расходов и сметной прибыли не учтены.

    Планово-расчетные цены разрабатываются на основе сметных цен, с начислением накладных расходов и сметной прибыли к показателям оплаты труда машинистов строительных машин и применяются при определении сметной стоимости строительства и осуществлении взаиморасчетов между подрядными строительными организациями и подразделениями строймеханизации.
    Таким образом, для составления сметной документации на объекты, финансируемые из бюджетных и внебюджетных источников, применяются сметные цены (сметные расценки), а для расчетов между участниками инвестиционного процесса за работу строительных машин и механизмов, в соответствии с договором подряда, применяются планово-расчетные цены.