Государственное автономное учреждение
«Управление государственной экспертизы и ценообразования
Республики Татарстан по строительству и архитектуре»
горячая линия
+7 (843) 207-06-04
Мазит Салихов: основные изменения 2020 21.12.2020

ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО БЕЗ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ

Основные задачи ГАУ «УГЭЦ РТ» – это повышение безопасности и надежности строительства и обеспечение эффективности капитальных вложений.

Объектами экспертизы являются: капитальное строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, работы по сохранению объектов культурного наследия, финансируемые по программам Республики Татарстан.

Учреждение оказывает следующие государственные услуги:

  • проведение государственной экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий;
  • проверка достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства;
  • аудит проектной документации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;
  • а также Учреждение является экспертным центром Республики Татарстан по вопросам ценообразования в строительстве.

Новая услуга в республиканской экспертизе – экспертная оценка проектов технических заданий на разработку проектной документации и инженерных изысканий.

Основанием выполнения услуги является приказ Минстроя России от 10.06.2020 № 313/пр о введении Методических рекомендаций о проектах заданий на архитектурно-строительное проектирование объектов строительства, реконструкция которых осуществляется за счет бюджетных средств.

Республика Татарстан в 2020 году участвует в реализации 11 национальных проектов почти на 27 млрд рублей.

В РЕСПУБЛИКЕ В 2020 ГОДУ РЕАЛИЗУЕТСЯ 50 ПРОГРАММ В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА НА ОБЩУЮ СУММУ 54,5 МЛРД РУБЛЕЙ.

Это программы капитального ремонта, реконструкции и строительства сельских клубов, универсальных спортивных площадок, фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, объектов здравоохранения, водообеспечения на селе, а также строительство и капитальный ремонт детских садов, школ и объектов соцкультбыта и др. В текущем году стартовала пятилетняя программа по капитальному ремонту медицинских стационаров. На этот год всего 28 объектов на 1,74 млрд рублей.

В числе новых – масштабная программа «Наш двор», которая рассчитана на пять лет. Ремонт охватит порядка 6800 дворов. Ее бюджет – около 50 млрд рублей. В 2020 году благоустроят по программе «Наш двор» 1851 объект, в том числе 425 – в Казани, 218 – в Набережных Челнах и других городах республики.

Программа Президента Татарстана «Наш двор» — уникальная масштабная программа по благоустройству дворов Республики Татарстан. Цель программы – отремонтировать дворы во всех многоквартирных домах Татарстана, требующих благоустройства, с учетом пожеланий жителей и сохранения качества работ.

Коротко расскажу об основных изменениях законодательства в процедуре проведения государственной экспертизы.

17.01.2020 вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 года № 1948 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», которое предусматривает упрощение процедуры проведения государственной экспертизы и внедрение института экспертного сопровождения проектов.

НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМОЕ ИЗМЕНЕНИЕ – ЭТО ВВЕДЕНИЕ В ПОЛОЖЕНИЕ ПРЕДМЕТА ЭКСПЕРТНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ И РЕЗУЛЬТАТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ.

Положением определен порядок организации и проведения экспертного сопровождения, о чем наши лекторы подробно расскажут в докладах.

Постановлением правительства до конца 2024 года отменяется требование о проведении публичного технологического аудита крупного инвестиционного проекта с государственным участием.

Основные принципы ценообразования в строительстве, разработанные Минстроем России.

Изменения в ценообразовании и сметном нормировании в строительстве должны совершаться не в форме реформ, а в форме трансформации действующего регулирования с учетом складывающейся практики.

За 2020 год Правительством России принят ряд нормативных документов в области ценообразования в строительстве.
Это и Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, новая Методика определения сметной стоимости строительства, Методика определения затрат на строительство временных зданий и сооружений, выпущена новая федеральная сметно-нормативная база 2020 года и многое другое.

60088.jpgНовшества переходного периода следующие:

  • Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2019 № 604 перенесен срок размещения в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС) сметных цен строительных ресурсов, определенных Минстроем России по результатам мониторинга, с 2019 года на 2022 год.
  • Минстрой России опубликовал вторую редакцию Плана мероприятий по совершенствованию системы ценообразования в строительстве, согласно которому для применения современных методов ценообразования планируется решить ряд дополнительных задач, в том числе формирование нормативно-правовой базы и новых инструментов для работы.
  • Минстрой России принял решение о взвешенном и системном подходе к реформе ценообразования. И резких изменений, таких как окончательный отказ от базисно-индексного метода, в ближайшее время не будет. Это среднесрочный план совершенствования системы ценообразования. Его цель — сделать ресурсный метод точным. Но для этого нужно время.
  • До перехода на ресурсную модель ценообразования сохранится существующий порядок определения сметной стоимости строительства: базисно-индексный и ресурсный методы.

Мы, как республиканский центр ценообразования в строительстве, отслеживаем все изменения в законодательстве России. И с момента вступления их в силу Учреждение работает с учетом всех изменений. Наши специалисты проводят регулярное обучение заказчиков, специалистов проектных и подрядных организаций, заявителей, где разъясняют и консультируют по новым требованиям, а также оказывают содействие на любом этапе предоставления услуг.

6316-kazan.jpg

СМЕТЫ ПО-НОВОМУ

Введение новой методики – это значимое событие в ценообразовании и сметном нормировании в строительстве. Более 16 лет настольной книгой сметчиков-строителей была Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации – МДС 81-35.2004, утвержденная постановлением Госстроя РФ 5.03.2004 № 15/1 и введенная в действие 09.03.2004.

Важность принятия новой методики отметил вице-премьер, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Марат Хуснуллин, о чем и сообщил на своей странице в соцсетях: «Зарегистрирована Методика определения сметной стоимости строительства и реконструкции объектов капитального строительства, которая в том числе позволит сделать ценообразование в госзаказе более объективным и полным. Методика устанавливает, что необходимо включать в сводно-сметные расчеты, за что должно платить государство. В обновленной методике предусмотрена возможность включения в сводный сметный расчет затрат на банковские гарантии и страхование. Кроме того, строители получат возможность включать в сметный расчет затраты на противоэпидемиологические мероприятия. Очень рекомендую ознакомиться с документом людям, работающим в строительной отрасли».

Положения, приведенные в новой Методике, определяют единые методы формирования сметной стоимости при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на этапе архитектурно-строительного проектирования. И теперь она станет основным документом – настольной книгой профессионального сметчика.

Методика применяется при определении сметной стоимости строительства объектов капитального строительства, финансируемых:

  • с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов;
  • а также сметной стоимости капитального ремонта многоквартирного дома (общего имущества в многоквартирном доме), осуществляемого полностью или частично за счет средств специализированной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо средств собственников помещений в многоквартирном доме;
  • и в иных случаях, если это предусмотрено федеральным законом или договором.

Новая Методика содержит ряд нововведений. Перечислю некоторые значимые изменения по сравнению с МДС-35:

  • Новый подход к определению сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта: ресурсно-индексный метод определен в качестве приоритетного.
  • При определении сметной стоимости ресурсно-индексным методом применение индексов изменения сметной стоимости производится в случае отсутствия сметных цен строительных ресурсов в ФГИС ЦС.
  • Методика содержит обновленные формы сметной документации. При этом указаны способы их детализации, дано описание и требования к заполнению, оформлению, алгоритму математических расчетов и подведению итогов сметных расчетов с учетом нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих требования к формату предоставления электронных документов, в том числе в формате XML.
В Приложениях к Методике размещены:
  • форма локального сметного расчета (сметы) для базисно-индексного метода с применением индекса СМР;
  • форма локального сметного расчета (сметы) для базисно-индексного метода с применением индексов к элементам прямых затрат;
  • форма локального сметного расчета (сметы) для ресурсно-индексного метода;
  • форма локального сметного расчета (сметы), разработанного ресурсным методом;
  • объектный сметный расчет (Смета) № ОС;
  • сводный сметный расчет стоимости строительства № ССРСС;
  • сводка затрат.

При отсутствии во ФГИС ЦС данных о сметных ценах в текущем уровне цен на отдельные материалы, изделия, конструкции и оборудование, а также сметных нормативов на отдельные виды работ и услуг допускается определение их сметной стоимости по наиболее экономичному вариантуя, определенному на основании сбора информации о текущих ценах – конъюнктурный анализ. Результаты конъюнктурного анализа оформляются в соответствии с рекомендуемой формой, приведенной в Приложении № 1 к Методике, и подписываются застройщиком или техническим заказчиком.

В МЕТОДИКЕ ИЗЛОЖЕНЫ ТРЕБОВАНИЯ К ДОКУМЕНТАМ, ОБОСНОВЫВАЮЩИМ СТОИМОСТЬ СТРОИТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ, УКАЗАНЫ СРОКИ ИХ ДЕЙСТВИЯ, ОПРЕДЕЛЕН ПЕРЕЧЕНЬ ПРИВОДИМЫХ В УКАЗАННЫХ ДОКУМЕНТАХ СВЕДЕНИЙ И ПРОЧИЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ДОКУМЕНТАМ, ОБОСНОВЫВАЮЩИМ СТОИМОСТЬ СТРОИТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ.

В Методике также предусмотрен порядок определения сметных цен на индивидуально изготавливаемые материалы, изделия и конструкции, не реализуемые (не производимые) как самостоятельный вид продукции (заводское изготовление) на территории ценовой зоны (субъекта Российской Федерации, частей территории субъекта Российской Федерации), а также порядок определения стоимости индивидуального стандартизированного (адаптированного) и (или) нестандартизированного оборудования, несерийных строительных машин, обновлены коэффициенты для учета в сметной документации влияния условий производства работ, предусмотренных проектной и (или) иной технической документацией.

При составлении локальных сметных расчетов (смет) проводится детализация объекта капитального строительства на конструктивные решения (элементы) и (или) комплексы (виды) работ, которая определяется заказчиком исходя из архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических решений, содержащихся в проектной и (или) иной технической документации, в зависимости от специфических особенностей объекта капитального строительства.

По локальным сметным расчетам (сметам) справочно указывается расчетный измеритель конструктивного решения (комплекса, вида работ). В качестве расчетного измерителя принимается наиболее характерная единица измерения для конструктивного решения, комплекса или вида работ (например, м3 кладки, м2 площади кровли, м2 общей площади и другие единицы измерения).

Указан метод определения сметных цен в текущем уровне цен на несерийные строительные машины.

Добавились новые коэффициенты, учитывающие особенности производства отдельных видов работ. Порядок применения и округления результатов вычисления поправочных коэффициентов к стоимостным и к количественным показателям локальной сметы.

Перечень и порядок определения прочих и лимитированных затрат, включаемых в главу 9 сводного сметного расчета стоимости строительства ССРСС, расширен и сформирован с учетом законодательства и практики расчета сметной стоимости строительства объектов капитального строительства различного назначения, в том числе производственного, непроизводственного, а также линейных объектов.

При определении сметной стоимости работ с использованием сметных норм на монтаж оборудования и капитальный ремонт оборудования дополнительно следует учитывать сметную стоимость вспомогательных ненормируемых материальных ресурсов, не учтенных в указанных сметных нормах (например, ветошь, бумага, керосин, бензин, смазочное масло, солидол), в следующих размерах:

а) 2 (два) процента от сметной оплаты труда рабочих, определенной на основании затрат труда, указанных в ГЭСНм;
б) 3 (три) процента от сметной оплаты труда рабочих, определенной на основании затрат труда, указанных в ГЭСНмр.

Указаны способы определения стоимости оказания услуг, связанных с перевозкой грузов производителем и (или) поставщиком материальных ресурсов и оборудования.

Допускается определение их текущей стоимости на основании данных о цене указанных услуг по 1 (одному) такому производителю и (или) поставщику. В случае невозможности определения затрат по доставке оборудования на основании расчета или по результатам конъюнктурного анализа по решению заказчика сметная стоимость его перевозки может приниматься в размере до 3 (трех) процентов от отпускной цены на такое оборудование.

print_6483459_4613434_www.minstroy.tatarstan.ru.jpg

ВОЗНИКАЕТ РЯД ВОПРОСОВ У ЗАЯВИТЕЛЕЙ: НУЖНО ЛИ ПЕРЕДЕЛЫВАТЬ СМЕТЫ ПОД НОВУЮ МЕТОДИКУ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ? НУЖНО ЛИ ПЕРЕДЕЛЫВАТЬ СМЕТЫ И КОНЪЮНКТУРНЫЙ АНАЛИЗ ПОД НОВЫЕ ФОРМЫ, ЕСЛИ УЖЕ ЗАШЛИ НА ЭКСПЕРТИЗУ?

При ответах на эти вопросы мы должны руководствоваться одним нормативным документом – Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», пункт 20.1.: «В случае если после определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – сметная стоимость) сметные нормативы, федеральные единичные расценки, в том числе их отдельные составляющие, к сметным нормам, информация о которых включена в федеральный реестр сметных нормативов, и (или) сметные цены строительных ресурсов, с учетом которых были осуществлены расчеты сметной стоимости, изменились, представление сметы для проведения проверки достоверности определения сметной стоимости осуществляется после корректировки сметы с учетом цен, сложившихся на дату ее представления застройщику (техническому заказчику)». Подробнее – в письме Минстроя РФ от 16.10.2020 № 41798-ИФ/09 .

В сметных программных комплексах пока нет новых форм смет. Сколько времени уйдет на перевод положений новой Методики в формат сметной программы?

На эти вопросы дали ответы сами разработчики. На нашем ежегодном семинаре официальный представитель ПК «ГРАНД-Смета» рассказал о внесении положений Методики в программный комплекс «ГРАНД-Смета» и их применении.

Конечно, когда начнется составление смет по новой методике, начнут выявляться какие-то моменты, которые не понятны и не пояснены. Все эти вопросы будут решаться в рабочем порядке разъяснительными письмами, консультациями, а какие-то кардинальные изменения, возможно, будут вноситься дополнительными приказами.

САМОЕ ГЛАВНОЕ – ДОКУМЕНТ ПРИНЯТ И СООТВЕТСТВУЕТ НОВЫМ ТРЕБОВАНИЯМ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ.

Журнал «Вестник экспертизы Республики Татарстан», № 03/2020 (14), стр. 12



Возврат к списку