Государственное автономное учреждение
«Управление государственной экспертизы и ценообразования
Республики Татарстан по строительству и архитектуре»
горячая линия
+7 (843) 207-06-04
Анна Романова: что помогает повысить качество строительных работ и услуг? 21.12.2020

фото Романовой2_1.jpgСовременное законодательство требует от специалистов и руководителей, занятых в строительстве, прохождение повышение квалификации 1 раз в 5 лет. Для организации курсов повышения квалификации строителей необходимо организованное взаимодействие преподавателей ведущих ВУЗов, обладающих фундаментальными знаниями, с практиками, которые ежедневно сталкиваются с проблемами строителей.

Квалифицированные кадры представляют собой большое значение для успешного развития любой отрасли. Дефицит квалифицированных рабочих остается одним из главных барьеров для развития строительства в России. Между тем в условиях членства России во Всемирной торговой организации строители просто обязаны научиться работать в современных реалиях и стандартах, на новом оборудовании, с использованием передовых материалов и технологий.

Проведение специализированных семинаров и конференций позволяет строительным организациям получить разъяснения к произошедшим изменениям в нормативной базе, обсудить актуальные проблемы и пути их решения на конкретном случае какого-либо предприятия. Процесс повышения квалификации кадров строительной отрасли ориентирован на создание индивидуальных программ обучения и проверки знаний, адаптированных для различных должностей и категорий работников, с подтверждением профессиональной компетентности специалиста, прошедшего данные курсы, через именные квалификационные документы.

ЧЕМУ УЧАТ ЗА РУБЕЖОМ

Система профессионального образования и повышения квалификации в Германии организуется образовательными учреждениями и заочными институтами, ВУЗами и академиями, профессиональными союзами. Переподготовка для получения новых специалистов осуществляется только в том случае, если в этом существует необходимость рынка труда. Как правило такие направления финансируются Федеральным агентством труда или организациями.

В Германии действует Дуальная система профессионального образования специалистов для строительной отрасли, ее особенность заключается в том, что в подготовке рабочих специалистов участвуют три стороны: профессиональные школы, предприятия и межзаводские образовательные учреждения. Профессиональные школы отвечают за теоретическую часть обучения, в которой на специальную теорию отводится около две трети учебного плана, а на общеобразовательные предметы − одна треть. Профессиональные школы финансируются за счёт государственного бюджета. Предприятия, которые предоставляют возможность по практическому обучению, несут связанные с этим расходы, в том числе ежемесячной платы обучающемуся. Для системы профессионального образования Германии участие работодателя в процессе подготовки рабочих кадров является большим преимуществом.

Третьим составляющим звеном в системе профессионального образования являются межзаводские образовательные центры, их финансирование осуществляется из фонда социальной кассы строительной промышленности (SOKA), который складывается из отчислений всех строительных предприятий на профессиональное образование.

Слушатель, после повышение квалификации в Дуальной системе, получает звание «мастер», которое дает ему право руководить предприятием и обучать учеников. Слушатель, который хочет стать мастером, должен иметь определенный стаж работы по профессии, сдать экзамен перед комиссией региональной ремесленной или торгово-промышленной палаты.

В российском образовании вопрос включения работодателя в профобразование остается открытым. Российские предприятия и представители бизнеса нуждаются в квалифицированных кадрах, но при этом, от участия в их подготовке зачастую отказываются. В такой ситуации немецкий опыт будет очень актуален, так как работодатели Германии активно принимают участие в подготовке кадров.

В американской системе профессионального образования повышение квалификации осуществляется в виде программ управления карьеры руководителей, в которых отражается:

  • конкретный и детализированный учет руководящих должностей;
  • обеспечение у работников стимулов к повышению эффективности труда (гибкая система оплаты, премирование по результатам работы, перспективы продвижения в должности);
  • индивидуальное планирование карьеры каждого сотрудника (руководителя, специалиста), проводится в соответствии с возможностями фирмы и деловых качеств претендента.
В США школы делового администрирования разрабатывают учебные программы на основе конкретных заказов фирм-клиентов, после окончания учебы в такой школе слушателю присваивается степень магистра деловой администрации. Частные компании на переподготовку специалистов тратят около одной трети своего бюджета.

Активизация работы управленческого персонала связана с совершенствованием материального стимулирования, напрямую зависящего от показателей максимальной прибыли – конечного результата работы руководителей. Американские фирмы уделяют большое внимание разработкам и освоению новой продукции, поэтому в коллективах поддерживается заинтересованность к работе инициативных и склонных к экспериментированию работников.

В этой связи программы повышения квалификации управленцев промышленных фирм, планируют горизонтальные перемещения руководителей из одного подразделения (филиала) в другое (ротация) подразделение фирмы, даже в том случае, если оно территориально удалено от головного предприятия. Ротация – главный метод подготовки управляющих широкого профиля.

В Финляндии строительные компании участвуют не только в формировании учебных планов строительных учебных организаций, но и в процессе обучения специалистов, выступая в качестве заказчиков проектных и дипломных работ студентов, обеспечивая актуальность исследований и развитие у студентов необходимых навыков планирования работы. В связи с тем, что приобретение практических навыков на производстве является важным элементом в обучении строителей, строительные компании Финляндии разрабатывают свою систему практик и стажировок для студентов средних и высших учебных заведений, которые длятся от 9 до 12 месяцев, организуют конкурсы профессионального мастерства среди строителей и среди студентов.

ЧЕМУ УЧАТ В РОССИИ

Развивающаяся экономика вынуждает человека на протяжении всей своей трудовой деятельности менять профессию, подстраиваясь под жизненную необходимость, обуславливая тем самым потребность во втором высшем образовании и периодической профессиональной переподготовке.

Созданная на базе СРО, обязательная персональная квалификационная сертификация управляющих менеджеров, главных инженеров и технологов, главных специалистов по различным видам работ, система адресной подготовки специалистов, ориентированных по профессиям новых производственных направлений, необходимых строительной отрасли.

Необходимо обратить внимание на Единую систему аттестации специалистов строительной отрасли (ЕСА), которая разработана Национальным объединением строителей и к ней могут присоединиться любые строительные СРО. Процедура аттестации организована в форме тестирования, чтобы ее пройти необходимо подать заявление. Результаты тестов автоматически попадают в единый реестр, который аккумулирует результаты проведения всех аттестационных испытаний. Решение о выдаче аттестата принимает аттестационная комиссия при конкретной саморегулируемой организации, в которую входит строительная организация. Информация о прохождении тестовых испытаний собирается в электронном реестре, с которой, при необходимости, можно ознакомиться. Специалист, который проходит тестирование, аттестуется как профессионал, поэтому он не привязан к конкретной организации и при смене места работы сохраняет подтверждение квалификации.

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ ДОЛЖЕН ОТВЕЧАТЬ ПРИНЦИПУ, КОТОРЫЙ КОРОТКО МОЖНО СФОРМУЛИРОВАТЬ ТАК: ОБЪЕКТ ДОЛЖЕН БЫТЬ СПРОЕКТИРОВАН, ПОСТРОЕН И ЭКСПЛУАТИРОВАТЬСЯ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ОБЩЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

В действующих требованиях федерального закона к качеству объектов отсутствуют «Нормы и критерии качества», поэтому требования к ведению строительных работ, согласно закону, устанавливаются и закрепляются в стандартах организации, в этой связи вопросы качества и безопасности строительства относятся к компетенции саморегулируемых организаций.

Национальным объединением строителей было разработана масса стандартов на правила выполнения работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства. Данные стандарты были приняты или готовы к принятию в качестве стандартов СРО 58% саморегулируемых организаций. Развитие системы стандартов СРО и дальнейшее их внедрение позволит эффективнее осуществлять контроль за деятельностью организаций-членов СРО, что, в свою очередь, обеспечит качество и безопасность строительства. Весьма оправданно, так как «возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовки персонала».

Немаловажную роль в социальном государстве продолжает играть сфера ЖКХ. Именно она удовлетворяет первоочередные потребности населения. 

В стране стремительно развивается рынок управления многоквартирными домами, который создаёт новые рабочие места в отрасли. Дом сегодня – это интеллектуальный объект. Там живет грамотный собственник, там очень много технологичной «начинки», что управлять такой недвижимостью может только специально обученный современный руководитель. Одним из основных факторов, влияющих на надежность, безопасность и эффективность работы объектов ЖКХ является квалификационный уровень работников отрасли.

ЧЕМУ УЧАТ В ТАТАРСТАНЕ

Ведущий отраслевой вуз Поволжья – Казанский государственный архитектурно-строительный университет (КГАСУ) к главным своим задачам относит работу в данном направлении. Повышение кадрового потенциала отрасли, особенно в технических и управленческих вопросах, на сегодняшний день является приоритетной нашей задачей. Что для этого делает КГАСУ:

  • вовлекает бизнес-структуры региона в процессы модернизации отрасли. Так, благодаря выпускникам вуза открыт ультрасовременный центр инженерных систем – предмет гордости вуза и отличная площадка для практикоориентированного обучения изыскам нового, технологичного ЖКХ. Министерство строительства, Комитет по тарифам, Водоканал, Казэнерго, крупные управляющие компании – вот неполный список организаций, ежегодно предоставляющих места на практику и трудоустройство студентам КГАСУ.
  • решает на базе образовательного кластера задачи кадрового обеспечения отрасли посредством подготовки и переподготовки кадров, максимально ориентированных на поднятие сферы ЖКХ на высокий уровень. Для этого в КГАСУ действуют специализированные инженерные программы для бакалавров и матистров: Водоснабжение, Теплогазоснабжение, Энергоэффективность. Ежегодный выпуск таких специалистов составляет 150.

Открыто и уникальное новое направление обучения, Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура (первый вуз из всех вузов Приволжского федерального округа, кто получил лицензию и аккредитацию, и ведет активную подготовку бакалавров и магистров). Это инженерно-экономическое направление, универсальное – для нового класса грамотных управленцев.

Впервые в Республике кафедрой муниципального менеджмента проведено масштабное обучение работников сферы дошкольного и школьного образования (520 человек), по вопросам эксплуатации жилого фонда.

Вуз регулярно проводит конференции всероссийского и международного уровней, по тематике ЖКХ. Например, недавно прошла конференция «Интеллектуальный город: устойчивость, управление, архитектура, реновация, технологии», при активном участии Фонда содействия реформированию ЖКХ. Неоднократно отмечены успехи КГАСУ в «Строительной газете» и на сайте Фонда.

Совместно с Минстроем РТ на базе КГАСУ стартовал уникальный для России проект обучения 318 слушателей 45 муниципальных образований РТ из числа руководящих сотрудников предприятий и организаций (из числа государственных заказчиков, застройщиков, технических заказчиков, генеральных проектировщиков), занятых в реализации и контроле государственной программы Российской Федерации «Развитие индивидуального жилищного строительства в Российской Федерации». В проекте приняли участие министр строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, заместители министра, ведущие специалисты Минстроя РТ, преподаватели-практики Казанского государственного архитектурно-строительного университета (профессора и доценты), сотрудники Казанского филиала ФАУ «Главгосэкспертиза России», Кадастровой палаты, Управления государственной экспертизы и ценообразования Республики Татарстан по строительству и архитектуре, крупные предприятия и ведомства.

Цель данного обучения — повышение текущих знаний участников ИЖС в сфере управления инвестиционно-строительными проектами индивидуального жилищного строительства с учетом современных реалий на рынке недвижимости; уточнение технических и организационных компетенций для повышения эффективности проектных решений, обеспечения прироста объемов качественного индивидуального жилищного фонда по региону.

«Министерством строительства, архитектуры и ЖКХ РТ совместно с Казанским государственным архитектурно-строительным университетом подготовлена программа комплексного обучения по развитию ИЖС в РТ», - отметил Ф.М. Ханифов на совещании в режиме видеоконференцсвязи под руководством Президента Республики Татарстан Р.Н. Минниханова.

Открыли проект ректор КГАСУ Р.К. Низамов и министр строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Ф.М. Ханифов. Все 8 дней обучения программа была очень насыщенной: в общей сложности, выступили 28 лекторов. 

ханифов, низамов.jpg

СЛУШАТЕЛИ В ЦЕЛОМ ОСТАЛИСЬ ДОВОЛЬНЫ, БЛАГОДАРНЫЕ ОТЗЫВЫ КОЛЛЕГ РАДУЮТ И ДАЮТ ПОНИМАНИЕ, ЧТО РАБОТА, ПРОВЕДЕННАЯ БОЛЬШОЙ КОМАНДОЙ КГАСУ И ГАУ «УГЭЦ РТ», БЫЛА ПОЛЕЗНОЙ, СЛУШАТЕЛИ ВЫСОКО ОЦЕНИЛИ ТЩАТЕЛЬНУЮ МЕТОДИЧЕСКУЮ ПРОРАБОТКУ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ И ЕЕ ТЕХНИЧЕСКУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ.

Для целеустремленных коллег команды преподавателей КГАСУ и ГАУ «УГЭЦ РТ» под руководством МСАЖКХ РТ готовят новые проекты повышения ква-лификации и профессиональной  переподготовки.

ВЫДЕРЖКИ ИЗ АНКЕТ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

  • «Проведение такого обучение для меня считаю полезным, т.к. многое узнал для себя лично и для использования в своей трудовой деятельности. Данные обучения должны проводиться чаще, и чтобы в них обучались все организации, участвующих в данных программах».

  • «Проведение обучения является очень полезным. Большое количество лекторов делятся полезной информацией в области строительства. Я узнал много новой и полезной информации, которую буду применять в своей работе».

  • «Проведенное обучение считаю полезным. Спасибо! Видно, что организаторы курсов сами хорошо разбираются в градостроительстве. Блоки лекций сформированы по темам: государственное устройство, землеустройство, проектирование, строительство и т.д., что имеет логическую последовательность. Приглашайте на обучение, т.к. законодательство меняется, и полученные знания необходимо периодически актуализировать. Спасибо, за перезагрузку!».

  • «Полученные знания повысили текущие знания в сфере управления проектами инвестиционного-жилищного строительства с учетом условий на рынке недвижимости, что в дальнейшем поможет повышению эффективности технических и организационных вопросов проектных решений и дальнейшего прироста объемов ИЖС по … району».

  • «Интересная и познавательная программа обучения».

  • «… Считаю, что все лекции были на высоком удовне, все было доступно изьянено, лекторы информацию преподнесли в простом доступном формате. Считаю что все лекции были раскрыты на 100%. Хочу выразить Вам огромную благодарность за такую большую проделанную работу, все было на высоком уровне. Надемся на дальнейшую встречу с Вами и продолжения учебы......».

Следующие лекции боле всего понравились слушателям: Параметры застройки территорий ИЖС. Жизненный цикл реализации проекта ИЖС; Вопросы земельных и имущественных отношений в части ИЖС. Государственное регулирование в сфере территориального планирования и градостроительного зонирования. Планирование и порядок реализации проектов ИЖС в регионе; Цифровая платформа объектов ИЖС «Я строю».

Слушатели программы по ИЖС сами обозначили проблемы, которые надо изучить в дальнейшем:

«Вопросы в рамках земельного законодательства: о проведение аукциона по продаже земельного участка, и аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности; изменение вида разрешенного использования земельных участков, в части порядка предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования; изъятие объектов незавершенного строительства, в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка».

МОЖНО СКАЗАТЬ, ЧТО У НАШИХ СОВМЕСТНЫХ ПРОЕКТОВ БЛАГОРОДНАЯ МИССИЯ: МЫ СТИРАЕМ ГРАНИЦЫ СТАРОГО МЕНТАЛИТЕТА И ДЕМОНСТРИРУЕМ ВОЗМОЖНОСТИ И ПРЕСТИЖНОСТЬ ПРОФЕССИИ, СВЯЗАННОЙ С ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА. WELLCOME В МИР ТЕХ, КТО НЕ ТОЛЬКО СТРОИТ, НО И СОХРАНЯЕТ ПОСТРОЕННОЕ.

1.jpg  тарасов_1.jpg   антонова_1_1.jpg

Журнал «Вестник экспертизы Республики Татарстан», № 03/2020 (14), стр. 38


Возврат к списку