15.12.2020
Николай Тарасов: публикация в журнале: «Стройэкспертиза»: СП по системам противопожарной защиты: что изменилось?
С 12 сентября вступил в действие свод правил 2.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты" взамен СП 2.13130.2012. Основные изменения в СП анализирует Николай Тарасов, главный эксперт отдела специализированных экспертиз ГАУ «УГЭЦ РТ».
Рассмотрим основные изменения, отраженные в обновленном своде правил:
- Введены новые термины и определения: «вспучивающееся огнезащитное покрытие», «группа пожарной опасности кровельных материалов», «штукатурный (толстослойный) состав», «стена наружная навесная светопрозрачная», «междуэтажный пояс», «простенок».
- В подразделе 5.2 «Строительные конструкции» добавлено уточнение, допускающее не учитывать показатели пожарной опасности уплотнителей, герметиков и антикоррозийных покрытий толщиной до 0,3 мм при установлении класса пожарной опасности К0 (без испытаний) для конструкций наружных ненесущих светопрозрачных стен.
- В пункте 5.2.2 добавлено, что в зданиях и сооружениях I - III степеней огнестойкости материалы ветровлагозащитных мембран не должны относиться к группе горючих легковозгораемых материалов (по ГОСТ Р 56027).
- В пункте 5.2.3 уточнено, что допускается нанесение (окрашивание, напыление и т.п.) на негорючие поверхности наружных стен горючих защитно-декоративных покрытий толщиной до 0,3 мм.
- В пункт 5.2.4 внесено требование о необходимости соблюдения требований СП 7.13130 в местах пересечения воздуховодов и строительных конструкций с нормируемыми пределами огнестойкости.
- Отдельно изложены требования к методам определения пределов огнестойкости несущих строительных конструкций с огнезащитой: «Пределы огнестойкости несущих строительных конструкций с огнезащитой определяют одним из следующих методов: - испытаниями строительных конструкций с нанесенной огнезащитой, при воздействии нагрузки, в соответствии с ГОСТ 30247.1; - расчетно-аналитическим методом, включающим совместное решение прочностной задачи, с учетом заданных условий нагружения и опирания конструкции, и теплотехнической задачи с использованием экспериментальных данных по огнезащитной эффективности средства огнезащиты. При этом для стальных конструкций дополнительно должно быть проведено огневое испытание образца стальной колонны или горизонтальной балки с учетом приложения к ним статической нагрузки в соответствии с методами, указанных в приложениях Б и В ГОСТ Р 53295».
- В пункте 5.2.8 уточнены требования к пределу огнестойкости несущих конструкций внутренних открытых лестниц 2-го типа: «п.5.2.8 Пределы огнестойкости несущих конструкций лестниц 2-го типа, предусмотренных для эвакуации, как правило, должны соответствовать требованиям для маршей и площадок лестничных клеток. Указанные лестницы в помещениях класса Ф5 могут быть стальными с ненормируемыми пределами огнестойкости».
- В пункте 5.3.3 внесена ясность, что все противопожарные преграды без исключений должны соответствовать классу пожарной опасности К0.
- В пункте 5.4.3 установлен запрет на применение вспучивающихся огнезащитных покрытий для обеспечения требуемого предела огнестойкости несущих конструкций противопожарных стен и перекрытий 1-го типа.
- Установлены требования к участкам примыкания противопожарных стен 2-го типа и перегородок 1-го типа.
- В подразделе 5.4 «Здания, пожарные отсеки, помещения»
- Изложены условия, при которых допускается нанесение огнезащиты на огрунтованную поверхность. Добавлены ранее отсутствующие условия, при которых в зданиях I – IV степени огнестойкости с чердачными покрытиями при стропилах / обрешётке из горючих материалов допускается выполнять и кровлю из горючих материалов.
- Рассмотрены условия, при которых допускается не предусматривать оконные проемы в наружных ограждающих конструкциях лестничной клетки на уровне первого этажа. Уточнены стандарты на устройства для самозакрывания и уплотнения в притворах дверей лестничных клеток. Расширены и детализированы требования для зданий I – IV степени огнестойкости (ранее регламентировалось I — III) при наружных стенах с открытыми проемами или проемами, имеющими заполнения с ненормируемым пределом огнестойкости.
- Подраздел 6.3 «Стоянки автомобилей», в таблицу 6.5 внесено примечание, оговаривающее условия увеличения площади пожарных отсеков подземных автостоянок.
- Подраздел 6.5. «Жилые здания (дома) и общежития квартирного типа», сформулированы дополнительные (отдельные) требования для блокированных жилых домов (Ф1.4).
- Подраздел 6.7 «Общественные здания»
- Добавлены требования для общественных зданий со встроенно-пристроенной частью I - III степени огнестойкости.
- Изменены требования для зданий дошкольного образования детей: «п. 6.7.12 Независимо от допустимого числа мест в здании ДОО оно должно быть высотой не более: - двух этажей - для специализированных ДОО компенсирующего вида; - одного этажа - для ДОО для детей с нарушением зрения.
- Указанные здания должны быть не ниже II степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности С0. В трехэтажных зданиях ДОО групповые ячейки для детей ясельного возраста следует располагать на первом этаже. На третьем этаже допускается располагать следующие помещения: групповые ячейки старших возрастных групп, залы для музыкальных и физкультурных занятий, прогулочные веранды, служебно-бытовые помещения. При этом залы площадью более 50 м должны иметь один из эвакуационных выходов непосредственно в лестничную клетку».
- Ограничена этажность (до 1 этажа) зданий дошкольного образования детей с нарушением зрения (прежняя редакция допускала 2 этажа).
- Скорректированы требования по высоте (этажности) для зданий общеобразовательных организаций класса Ф1.1. Допускается строительство школ I степени огнестойкости класса конструктивной пожарной опасности С0 высотой до 19 м (5 этажей).
- Внесены отдельные требования для одноэтажных больниц III степени огнестойкости. Одноэтажные больницы допускается проектировать III степени огнестойкости класса конструктивной пожарной опасности не ниже С1 с площадью этажа в пределах пожарного отсека не более 2000 м для зданий класса конструктивной пожарной опасности С0 и не более 1200 м для зданий класса конструктивной пожарной опасности С1. При этом стены, перегородки и перекрытия, в том числе с применением деревянных конструкций, должны иметь класс пожарной опасности К0.
15.12.2020
Лилия Калимуллина: публикация в журнале: «Стройэкспертиза»: стройка и охрана животного мира
О требованиях по охране животного мира при проектировании, строительстве и реконструкции объектов капитального строительства рассказывает Лилия Калимуллина, главный эксперт отдела инженерного обеспечения ГАУ «УГЭЦ РТ», эксперт по направлениям: 29. Охрана окружающей среды, 1.3. Инженерно-гидрометеорологические изыскания, 25. Инженерно-экологические изыскания.
Общие требования по охране объектов животного мира и среды их обитания, направленные на предотвращение гибели объектов животного мира, установлены главой III Федерального закона «О животном мире» от 24.04.1995 № 52-ФЗ.
Статьей 28 определено, что производственные процессы, эксплуатация транспортных средств и линий связи и электропередачи должны предусматривать меры по предотвращению заболеваний и гибели объектов животного мира.
Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при производстве и эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи утверждены постановлением Правительства РФ от 13.09.1996 № 997. Требования подлежат выполнению при осуществлении производственных процессов в сельском, лесном хозяйстве и лесной промышленности, на производственных площадках с открыто размещенным оборудованием, гидросооружениях и водохранилищах, в местах размещения сырья и вспомогательных материалов, на водных транспортных путях и магистралях автомобильного, железнодорожного транспорта и аэродромах, а также при эксплуатации трубопроводов, линий электропередачи мощностью от 6 кВ и выше и линий проводной связи.
Одна из целей принятия Технического регламента о безопасности зданий и сооружений (Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ) - охрана окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений. В ряде сводов правил, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» регламентируются мероприятия по охране животного мира.
Так в соответствии с п. 11.7 СП 36.13330.2012 «Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*» при проектировании трубопроводов (надземных) для районов массового перегона животных или их естественной миграции минимальные расстояния от уровня земли до трубопроводов следует принимать по согласованию с заинтересованными организациями.
СП 100.13330.2016 «Мелиоративные системы и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.06.03-85» определено, что на линейных сооружениях (каналах, трубопроводах) следует предусматривать специальные переходы для диких животных. Конструкцию и число переходов необходимо принимать на основании данных о путях миграций в зависимости от количества, видовых морфометрических и поведенческих особенностей мигрирующих животных. Для водопоя и выхода попавших в каналы копытных животных следует предусматривать на трассе магистральных каналов через каждые 800 м уположенные участки.
В п. 12.9 СП 34.13330.2012 «Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*» предусмотрено, что при пересечении трассой дороги сложившихся путей миграции животных предусматривают на дорогах категорий I-III строительство специальных сооружений (ограждения, переходы и пропускные сооружения, скотопрогоны и т.п.). Конструкцию и число переходов и пропускных сооружений необходимо принимать на основании данных о путях миграции в зависимости от количества, видовых морфометрических и поведенческих особенностей мигрирующих животных. На дорогах иных категорий допускается применение организационных мероприятий по ограничению режима, скорости и времени движения дорожными знаками и иными средствами регулирования движения.
В 2019 году утвержден свод правил 461.1325800.2019 «Биопереходы на объектах транспортной инфраструктуры. Правила проектирования». Биопереход (экодук) - комплекс инженерных сооружений, предназначенный для безопасного пересечения мигрирующими животными линейных объектов транспортной инфраструктуры. Свод правил определяет требования к проектированию биопереходов на объектах транспортной инфраструктуры (автомобильные дороги, железные дороги, трубопроводы) применительно к физико-географическим условиям РФ. Свод правил предусматривает такие технологии, как: устройство биопереходов (мостового/тоннельного типов) для всех видов фауны; спецификация озеленения с учетом природных особенностей застраиваемой территории и проживающей на ней фауны; спецификация ограждений (подводящих) с учетом природных особенностей застраиваемой территории и проживающей на ней фауны.
Во исполнение постановления Правительства РФ от 13.09.1996 № 997 и в соответствии с Экологическим кодексом РТ утверждены требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи на территории РТ (постановление Кабинета Министров РТ от 15.09.2000 № 669). В соответствии с п. 5 требований планируемые мероприятия по предотвращению гибели объектов животного мира и ухудшения среды их обитания подлежат согласованию с Государственным Комитетом РТ по биологическим ресурсам.
Таким образом, для ряда объектов капитального строительства (транспортные магистрали, трубопроводы, линии связи и электропередач, а также промышленных, сельскохозяйственных и водохозяйственных объектов, размещенных на неосвоенных территориях) требуются сведения о животном мире, о путях миграции, а также в проектной документации следует предусматривать мероприятия по предотвращению гибели объектов животного мира и ухудшения среды их обитания.
Отношения, возникающие в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов регулируются Федеральным законом от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».
Положение о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания утверждено постановлением Правительства РФ от 29.04.2013 № 380. В соответствии с п. 4 Положения при архитектурно-строительном проектировании, а также планировании внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обеспечивают оценку воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания. В соответствии с п. 2 статьи 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ, деятельность по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 30.04.2013 № 384.
На стадии проведения изысканий исполнитель инженерно-экологических изысканий делает запрос в органы Федерального агентства по рыболовству для получения сведений о рыбохозяйственной характеристике водного объекта, в пределах водоохраной зоны которого предусматривается проведение строительных работ, либо при пересечении водотока линейным объектом. На основании полученной характеристики производится оценка воздействия на поверхностный водный объект с последующим расчетом ущерба водным биоресурсам.
Учёт мероприятий по охране животного мира при проектировании, строительстве и реконструкции объектов капитального строительства позволит сохранить биологическое разнообразие животного мира в районе проведения работ.
15.12.2020
Мазит Салихов: публикация в журнале: «Стройэкспертиза»: сметы по-новому
На ежегодном семинаре ГАУ «УГЭЦ РТ» по экспертизе и ценообразованию в строительстве, ссобое внимание уделили новой методике определения сметной стоимости строительства.
В семинаре приняло участие порядка 100 человек. С учетом эпидемиологической ситуации, организаторы семинара запустили актуальный онлайн-формат и вели трансляцию. Семинар открыли заместитель министра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Ильшат Гимаев и начальник ГАУ «УГЭЦ РТ» Мазит Салихов.
Как подчеркнул замминистра, экспертиза - существенный сегмент процесса реализации инвестиционного проекта. Именно эксперты оперативно выявляют ошибки и неточности в проектно-сметной документации, выходящие за рамки строительных норм.
Мазит Салихов отметил, что специалисты ГАУ «УГЭЦ РТ» проводят регулярное обучение заказчиков, специалистов проектных и подрядных организаций, заявителей, где разъясняют и консультируют по новым требованиям, а также оказывают содействие на любом этапе предоставления услуг.
Особое внимание на ежегодном семинаре уделили новой методике определения сметной стоимости строительства. Это значимое событие в ценообразовании и сметном нормировании в строительстве. Более 16 лет настольной книгой сметчиков-строителей была Методика определения стоимости строительной продукции на территории РФ - МДС 81-35.2004, утвержденная постановлением Госстроя РФ 5.03.2004 № 15/1 и введенная в действие 9.03.2004.
Положения, приведенные в новой методике, утвержденной приказом Минстроя России от 4.08.2020 № 421/пр, определяют единые методы формирования сметной стоимости при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ на этапе архитектурно-строительного проектирования. И теперь она станет основным документом - настольной книгой профессионального сметчика.
Методика применяется при определении сметной стоимости строительства объектов капитального строительства, финансируемых:
- С привлечением средств бюджетов бюджетной системы РФ;
- Средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых РФ, субъектов РФ, муниципальных образований составляет более 50 процентов;
- А также сметной стоимости капитального ремонта многоквартирного дома (общего имущества в многоквартирном доме), осуществляемого полностью или частично за счет средств специализированной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо средств собственников помещений в многоквартирном доме;
- И в иных случаях, если это предусмотрено федеральным законом или договором.
Новая Методика содержит ряд нововведений. Среди них - значимые изменения по сравнению с МДС-35:
- Новый подход к определению сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта: ресурсно-индексный метод определен в качестве приоритетного.
- При определении сметной стоимости ресурсно-индексным методом применение индексов изменения сметной стоимости производится в случае отсутствия сметных цен строительных ресурсов в ФГИС ЦС.
- Методика содержит обновленные формы сметной документации. При этом указаны способы их детализации, описание и требования к заполнению, оформлению, алгоритму математических расчетов и подведению итогов сметных расчетов с учетом нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих требования к формату предоставления электронных документов, в том числе в формате XML.
В Приложениях к Методике размещены:
- форма локального сметного расчета (сметы) для базисно-индексного метода с применением индекса СМР;
- форма локального сметного расчета (сметы) для базисно-индексного метода с применением индексов к элементам прямых затрат;
- форма локального сметного расчета (сметы) для ресурсно-индексного метода;
- форма локального сметного расчета (сметы), разработанного ресурсным методом;
- объектный сметный расчет (Смета) № ОС;
- сводный сметный расчет стоимости строительства №ССРСС;
- сводка затрат.
- При отсутствии во ФГИС ЦС данных о сметных ценах в текущем уровне цен на отдельные материалы, изделия, конструкции и оборудование, а также сметных нормативов на отдельные виды работ и услуг допускается определение их сметной стоимости по наиболее экономичному варианту, определенному на основании сбора информации о текущих ценах - конъюнктурный анализ. Результаты конъюнктурного анализа оформляются в соответствии с рекомендуемой формой, приведенной в Приложении № 1 к Методике, и подписываются застройщиком или техническим заказчиком.
- В Методике изложены требования к документам, обосновывающим стоимость строительных ресурсов, указаны сроки их действия, определен перечень приводимых в указанных документах сведений и прочие требования, предъявляемые к документам, обосновывающим стоимость строительных ресурсов.
- В Методике также предусмотрен порядок определения сметных цен на индивидуально изготавливаемые материалы, изделия и конструкции, не реализуемые (не производимые) как самостоятельный вид продукции (заводское изготовление) на территории ценовой зоны (субъекта Российской Федерации, частей территории субъекта Российской Федерации), а также порядок определения стоимости индивидуального стандартизированного (адаптированного) и (или) нестандартизированного оборудования, несерийных строительных машин, обновлены коэффициенты для учета в сметной документации влияния условий производства работ, предусмотренных проектной и (или) иной технической документацией.
- При составлении локальных сметных расчетов (смет) проводится детализация объекта капитального строительства на конструктивные решения (элементы) и (или) комплексы (виды) работ, которая определяется заказчиком исходя из архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических решений, содержащихся в проектной и (или) иной технической документации, в зависимости от специфических особенностей объекта капитального строительства.
- По локальным сметным расчетам (сметам) справочно указывается расчетный измеритель конструктивного решения (комплекса, вида работ). В качестве расчетного измерителя принимается наиболее характерная единица измерения для конструктивного решения, комплекса или вида работ (например, куб.м. кладки, кв.м. площади кровли, кв.м. общей площади и другие единицы измерения).
- Указан метод определения сметных цен в текущем уровне цен на несерийные строительные машины.
- Добавились новые коэффициенты, учитывающие особенности производства отдельных видов работ. Порядок применения и округления результатов вычисления поправочных коэффициентов к стоимостным и к количественным показателям локальной сметы.
- Перечень и порядок определения прочих и лимитированных затрат, включаемых в главу 9 сводного сметного расчета стоимости строительства ССРСС расширен и сформирован с учетом законодательства и практики расчета сметной стоимости строительства объектов капитального строительства различного назначения, в том числе производственного, непроизводственного, а также линейных объектов.
- При определении сметной стоимости работ с использованием сметных норм на монтаж оборудования и капитальный ремонт оборудования дополнительно следует учитывать сметную стоимость вспомогательных ненормируемых материальных ресурсов, не учтенных в указанных сметных нормах (например, ветошь, бумага, керосин, бензин, смазочное масло, солидол) в следующих размерах:
а) 2 (два) процента от сметной оплаты труда рабочих, определенной на основании затрат труда, указанных в ГЭСНм;
б) 3 (три) процента от сметной оплаты труда рабочих, определенной на основании затрат труда, указанных в ГЭСНмр.
Указаны способы определения стоимости оказания услуг, связанных с перевозкой грузов производителем и (или) поставщиком материальных ресурсов и оборудования. Допускается определение их текущей стоимости на основании данных о цене указанных услуг по 1 (одному) такому производителю и (или) поставщику. В случае невозможности определения затрат по доставке оборудования на основании расчета или по результатам конъюнктурного анализа, по решению заказчика сметная стоимость его перевозки может приниматься в размере до 3 (трех) процентов от отпускной цены на такое оборудование.

Возникает ряд вопросов у заявителей: нужно ли переделывать сметы под новую методику для проведения экспертизы? нужно ли переделывать сметы и конъюнктурный анализ под новые формы, если уже зашли на экспертизу?
При ответах на эти вопросы мы должны руководствоваться одним нормативным документом - Постановлением Правительства РФ от 5.03.2007 № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» пункт 20.1.: «В случае если после определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - сметная стоимость) сметные нормативы, федеральные единичные расценки, в том числе их отдельные составляющие, к сметным нормам, информация о которых включена в федеральный реестр сметных нормативов, и (или) сметные цены строительных ресурсов, с учетом которых были осуществлены расчеты сметной стоимости, изменились, представление сметы для проведения проверки достоверности определения сметной стоимости осуществляется после корректировки сметы с учетом цен, сложившихся на дату ее представления застройщику (техническому заказчику)».
Конечно, когда начнется составление смет по новой методике, начнут выявляться какие-то моменты, которые непонятны и не объяснены. Все эти вопросы будут решаться в рабочем порядке разъяснительными письмами, консультациями, а какие-то кардинальные изменения, возможно, будут вноситься дополнительными приказами. Самое главное - документ принят и соответствует новым требованиям нормативных документов.
14.12.2020
Николай Тарасов: публикация в информационном агентстве «Строительство. Татарстан»: СП по системам противопожарной защиты: что изменилось?
С 12 сентября вступил в действие свод правил 2.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты" взамен СП 2.13130.2012. Основные изменения в СП анализирует Николай Тарасов, главный эксперт отдела специализированных экспертиз ГАУ «УГЭЦ РТ».

Рассмотрим основные изменения, отраженные в обновленном своде правил:
- Введены новые термины и определения: «вспучивающееся огнезащитное покрытие», «группа пожарной опасности кровельных материалов», «штукатурный (толстослойный) состав», «стена наружная навесная светопрозрачная», «междуэтажный пояс», «простенок».
- В подразделе 5.2 «Строительные конструкции» добавлено уточнение, допускающее не учитывать показатели пожарной опасности уплотнителей, герметиков и антикоррозийных покрытий толщиной до 0,3 мм при установлении класса пожарной опасности К0 (без испытаний) для конструкций наружных ненесущих светопрозрачных стен.
- В пункте 5.2.2 добавлено, что в зданиях и сооружениях I - III степеней огнестойкости материалы ветровлагозащитных мембран не должны относиться к группе горючих легковозгораемых материалов (по ГОСТ Р 56027).
- В пункте 5.2.3 уточнено, что допускается нанесение (окрашивание, напыление и т.п.) на негорючие поверхности наружных стен горючих защитно-декоративных покрытий толщиной до 0,3 мм.
- В пункт 5.2.4 внесено требование о необходимости соблюдения требований СП 7.13130 в местах пересечения воздуховодов и строительных конструкций с нормируемыми пределами огнестойкости.
- Отдельно изложены требования к методам определения пределов огнестойкости несущих строительных конструкций с огнезащитой: «Пределы огнестойкости несущих строительных конструкций с огнезащитой определяют одним из следующих методов: - испытаниями строительных конструкций с нанесенной огнезащитой, при воздействии нагрузки, в соответствии с ГОСТ 30247.1; - расчетно-аналитическим методом, включающим совместное решение прочностной задачи, с учетом заданных условий нагружения и опирания конструкции, и теплотехнической задачи с использованием экспериментальных данных по огнезащитной эффективности средства огнезащиты. При этом для стальных конструкций дополнительно должно быть проведено огневое испытание образца стальной колонны или горизонтальной балки с учетом приложения к ним статической нагрузки в соответствии с методами, указанных в приложениях Б и В ГОСТ Р 53295».
- В пункте 5.2.8 уточнены требования к пределу огнестойкости несущих конструкций внутренних открытых лестниц 2-го типа: «п.5.2.8 Пределы огнестойкости несущих конструкций лестниц 2-го типа, предусмотренных для эвакуации, как правило, должны соответствовать требованиям для маршей и площадок лестничных клеток. Указанные лестницы в помещениях класса Ф5 могут быть стальными с ненормируемыми пределами огнестойкости».
- В пункте 5.3.3 внесена ясность, что все противопожарные преграды без исключений должны соответствовать классу пожарной опасности К0.
- В пункте 5.4.3 установлен запрет на применение вспучивающихся огнезащитных покрытий для обеспечения требуемого предела огнестойкости несущих конструкций противопожарных стен и перекрытий 1-го типа.
- Установлены требования к участкам примыкания противопожарных стен 2-го типа и перегородок 1-го типа.
- В подразделе 5.4 «Здания, пожарные отсеки, помещения»
- Изложены условия, при которых допускается нанесение огнезащиты на огрунтованную поверхность. Добавлены ранее отсутствующие условия, при которых в зданиях I – IV степени огнестойкости с чердачными покрытиями при стропилах / обрешётке из горючих материалов допускается выполнять и кровлю из горючих материалов.
- Рассмотрены условия, при которых допускается не предусматривать оконные проемы в наружных ограждающих конструкциях лестничной клетки на уровне первого этажа. Уточнены стандарты на устройства для самозакрывания и уплотнения в притворах дверей лестничных клеток. Расширены и детализированы требования для зданий I – IV степени огнестойкости (ранее регламентировалось I — III) при наружных стенах с открытыми проемами или проемами, имеющими заполнения с ненормируемым пределом огнестойкости.
- Подраздел 6.3 «Стоянки автомобилей», в таблицу 6.5 внесено примечание, оговаривающее условия увеличения площади пожарных отсеков подземных автостоянок.
- Подраздел 6.5. «Жилые здания (дома) и общежития квартирного типа», сформулированы дополнительные (отдельные) требования для блокированных жилых домов (Ф1.4).
- Подраздел 6.7 «Общественные здания»
- Добавлены требования для общественных зданий со встроенно-пристроенной частью I - III степени огнестойкости.
- Изменены требования для зданий дошкольного образования детей: «п. 6.7.12 Независимо от допустимого числа мест в здании ДОО оно должно быть высотой не более: - двух этажей - для специализированных ДОО компенсирующего вида; - одного этажа - для ДОО для детей с нарушением зрения.
- Указанные здания должны быть не ниже II степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности С0. В трехэтажных зданиях ДОО групповые ячейки для детей ясельного возраста следует располагать на первом этаже. На третьем этаже допускается располагать следующие помещения: групповые ячейки старших возрастных групп, залы для музыкальных и физкультурных занятий, прогулочные веранды, служебно-бытовые помещения. При этом залы площадью более 50 м должны иметь один из эвакуационных выходов непосредственно в лестничную клетку».
- Ограничена этажность (до 1 этажа) зданий дошкольного образования детей с нарушением зрения (прежняя редакция допускала 2 этажа).
- Скорректированы требования по высоте (этажности) для зданий общеобразовательных организаций класса Ф1.1. Допускается строительство школ I степени огнестойкости класса конструктивной пожарной опасности С0 высотой до 19 м (5 этажей).
- Внесены отдельные требования для одноэтажных больниц III степени огнестойкости. Одноэтажные больницы допускается проектировать III степени огнестойкости класса конструктивной пожарной опасности не ниже С1 с площадью этажа в пределах пожарного отсека не более 2000 м для зданий класса конструктивной пожарной опасности С0 и не более 1200 м для зданий класса конструктивной пожарной опасности С1. При этом стены, перегородки и перекрытия, в том числе с применением деревянных конструкций, должны иметь класс пожарной опасности К0.
14.12.2020
Лилия Калимуллина: публикация в информационном агентстве «Строительство. Татарстан»: стройка и охрана животного мира
О требованиях по охране животного мира при проектировании, строительстве и реконструкции объектов капитального строительства рассказывает Лилия Калимуллина, главный эксперт отдела инженерного обеспечения ГАУ «УГЭЦ РТ», эксперт по направлениям: 29. Охрана окружающей среды, 1.3. Инженерно-гидрометеорологические изыскания, 25. Инженерно-экологические изыскания.

Общие требования по охране объектов животного мира и среды их обитания, направленные на предотвращение гибели объектов животного мира, установлены главой III Федерального закона «О животном мире» от 24.04.1995 № 52-ФЗ.
Статьей 28 определено, что производственные процессы, эксплуатация транспортных средств и линий связи и электропередачи должны предусматривать меры по предотвращению заболеваний и гибели объектов животного мира.
Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при производстве и эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи утверждены постановлением Правительства РФ от 13.09.1996 № 997. Требования подлежат выполнению при осуществлении производственных процессов в сельском, лесном хозяйстве и лесной промышленности, на производственных площадках с открыто размещенным оборудованием, гидросооружениях и водохранилищах, в местах размещения сырья и вспомогательных материалов, на водных транспортных путях и магистралях автомобильного, железнодорожного транспорта и аэродромах, а также при эксплуатации трубопроводов, линий электропередачи мощностью от 6 кВ и выше и линий проводной связи.
Одна из целей принятия Технического регламента о безопасности зданий и сооружений (Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ) - охрана окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений. В ряде сводов правил, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» регламентируются мероприятия по охране животного мира.
Так в соответствии с п. 11.7 СП 36.13330.2012 «Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*» при проектировании трубопроводов (надземных) для районов массового перегона животных или их естественной миграции минимальные расстояния от уровня земли до трубопроводов следует принимать по согласованию с заинтересованными организациями.
СП 100.13330.2016 «Мелиоративные системы и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.06.03-85» определено, что на линейных сооружениях (каналах, трубопроводах) следует предусматривать специальные переходы для диких животных. Конструкцию и число переходов необходимо принимать на основании данных о путях миграций в зависимости от количества, видовых морфометрических и поведенческих особенностей мигрирующих животных. Для водопоя и выхода попавших в каналы копытных животных следует предусматривать на трассе магистральных каналов через каждые 800 м уположенные участки.
В п. 12.9 СП 34.13330.2012 «Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*» предусмотрено, что при пересечении трассой дороги сложившихся путей миграции животных предусматривают на дорогах категорий I-III строительство специальных сооружений (ограждения, переходы и пропускные сооружения, скотопрогоны и т.п.). Конструкцию и число переходов и пропускных сооружений необходимо принимать на основании данных о путях миграции в зависимости от количества, видовых морфометрических и поведенческих особенностей мигрирующих животных. На дорогах иных категорий допускается применение организационных мероприятий по ограничению режима, скорости и времени движения дорожными знаками и иными средствами регулирования движения.
В 2019 году утвержден свод правил 461.1325800.2019 «Биопереходы на объектах транспортной инфраструктуры. Правила проектирования». Биопереход (экодук) - комплекс инженерных сооружений, предназначенный для безопасного пересечения мигрирующими животными линейных объектов транспортной инфраструктуры. Свод правил определяет требования к проектированию биопереходов на объектах транспортной инфраструктуры (автомобильные дороги, железные дороги, трубопроводы) применительно к физико-географическим условиям РФ. Свод правил предусматривает такие технологии, как: устройство биопереходов (мостового/тоннельного типов) для всех видов фауны; спецификация озеленения с учетом природных особенностей застраиваемой территории и проживающей на ней фауны; спецификация ограждений (подводящих) с учетом природных особенностей застраиваемой территории и проживающей на ней фауны.
Во исполнение постановления Правительства РФ от 13.09.1996 № 997 и в соответствии с Экологическим кодексом РТ утверждены требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи на территории РТ (постановление Кабинета Министров РТ от 15.09.2000 № 669). В соответствии с п. 5 требований планируемые мероприятия по предотвращению гибели объектов животного мира и ухудшения среды их обитания подлежат согласованию с Государственным Комитетом РТ по биологическим ресурсам.
Таким образом, для ряда объектов капитального строительства (транспортные магистрали, трубопроводы, линии связи и электропередач, а также промышленных, сельскохозяйственных и водохозяйственных объектов, размещенных на неосвоенных территориях) требуются сведения о животном мире, о путях миграции, а также в проектной документации следует предусматривать мероприятия по предотвращению гибели объектов животного мира и ухудшения среды их обитания.
Отношения, возникающие в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов регулируются Федеральным законом от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».
Положение о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания утверждено постановлением Правительства РФ от 29.04.2013 № 380. В соответствии с п. 4 Положения при архитектурно-строительном проектировании, а также планировании внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обеспечивают оценку воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания. В соответствии с п. 2 статьи 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ, деятельность по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 30.04.2013 № 384.
На стадии проведения изысканий исполнитель инженерно-экологических изысканий делает запрос в органы Федерального агентства по рыболовству для получения сведений о рыбохозяйственной характеристике водного объекта, в пределах водоохраной зоны которого предусматривается проведение строительных работ, либо при пересечении водотока линейным объектом. На основании полученной характеристики производится оценка воздействия на поверхностный водный объект с последующим расчетом ущерба водным биоресурсам.
Учёт мероприятий по охране животного мира при проектировании, строительстве и реконструкции объектов капитального строительства позволит сохранить биологическое разнообразие животного мира в районе проведения работ.
http://tatarstan.iastr.ru/vlast/621-stroyka-i-ohrana-zhivotnogo-mira.html
14.12.2020
Мазит Салихов: публикация в информационном агентстве «Строительство. Татарстан»: сметы по-новому
На ежегодном семинаре ГАУ «УГЭЦ РТ» по экспертизе и ценообразованию в строительстве, особое внимание уделили новой методике определения сметной стоимости строительства.
В семинаре приняло участие порядка 100 человек. С учетом эпидемиологической ситуации, организаторы семинара запустили актуальный онлайн-формат и вели трансляцию. Семинар открыли заместитель министра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Ильшат Гимаев и начальник ГАУ «УГЭЦ РТ» Мазит Салихов.
Как подчеркнул замминистра, экспертиза - существенный сегмент процесса реализации инвестиционного проекта. Именно эксперты оперативно выявляют ошибки и неточности в проектно-сметной документации, выходящие за рамки строительных норм.
Мазит Салихов отметил, что специалисты ГАУ «УГЭЦ РТ» проводят регулярное обучение заказчиков, специалистов проектных и подрядных организаций, заявителей, где разъясняют и консультируют по новым требованиям, а также оказывают содействие на любом этапе предоставления услуг.
Особое внимание на ежегодном семинаре уделили новой методике определения сметной стоимости строительства. Это значимое событие в ценообразовании и сметном нормировании в строительстве. Более 16 лет настольной книгой сметчиков-строителей была Методика определения стоимости строительной продукции на территории РФ - МДС 81-35.2004, утвержденная постановлением Госстроя РФ 5.03.2004 № 15/1 и введенная в действие 9.03.2004.
Положения, приведенные в новой методике, утвержденной приказом Минстроя России от 4.08.2020 № 421/пр, определяют единые методы формирования сметной стоимости при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ на этапе архитектурно-строительного проектирования. И теперь она станет основным документом - настольной книгой профессионального сметчика.
Методика применяется при определении сметной стоимости строительства объектов капитального строительства, финансируемых:
- С привлечением средств бюджетов бюджетной системы РФ;
- Средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых РФ, субъектов РФ, муниципальных образований составляет более 50 процентов;
- А также сметной стоимости капитального ремонта многоквартирного дома (общего имущества в многоквартирном доме), осуществляемого полностью или частично за счет средств специализированной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо средств собственников помещений в многоквартирном доме;
- И в иных случаях, если это предусмотрено федеральным законом или договором.
- Новый подход к определению сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта: ресурсно-индексный метод определен в качестве приоритетного.
- При определении сметной стоимости ресурсно-индексным методом применение индексов изменения сметной стоимости производится в случае отсутствия сметных цен строительных ресурсов в ФГИС ЦС.
- Методика содержит обновленные формы сметной документации. При этом указаны способы их детализации, описание и требования к заполнению, оформлению, алгоритму математических расчетов и подведению итогов сметных расчетов с учетом нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих требования к формату предоставления электронных документов, в том числе в формате XML.
- форма локального сметного расчета (сметы) для базисно-индексного метода с применением индекса СМР;
- форма локального сметного расчета (сметы) для базисно-индексного метода с применением индексов к элементам прямых затрат;
- форма локального сметного расчета (сметы) для ресурсно-индексного метода;
- форма локального сметного расчета (сметы), разработанного ресурсным методом;
- объектный сметный расчет (Смета) № ОС;
- сводный сметный расчет стоимости строительства №ССРСС;
- сводка затрат.
- При отсутствии во ФГИС ЦС данных о сметных ценах в текущем уровне цен на отдельные материалы, изделия, конструкции и оборудование, а также сметных нормативов на отдельные виды работ и услуг допускается определение их сметной стоимости по наиболее экономичному варианту, определенному на основании сбора информации о текущих ценах - конъюнктурный анализ. Результаты конъюнктурного анализа оформляются в соответствии с рекомендуемой формой, приведенной в Приложении № 1 к Методике, и подписываются застройщиком или техническим заказчиком.
- В Методике изложены требования к документам, обосновывающим стоимость строительных ресурсов, указаны сроки их действия, определен перечень приводимых в указанных документах сведений и прочие требования, предъявляемые к документам, обосновывающим стоимость строительных ресурсов.
- В Методике также предусмотрен порядок определения сметных цен на индивидуально изготавливаемые материалы, изделия и конструкции, не реализуемые (не производимые) как самостоятельный вид продукции (заводское изготовление) на территории ценовой зоны (субъекта Российской Федерации, частей территории субъекта Российской Федерации), а также порядок определения стоимости индивидуального стандартизированного (адаптированного) и (или) нестандартизированного оборудования, несерийных строительных машин, обновлены коэффициенты для учета в сметной документации влияния условий производства работ, предусмотренных проектной и (или) иной технической документацией.
- При составлении локальных сметных расчетов (смет) проводится детализация объекта капитального строительства на конструктивные решения (элементы) и (или) комплексы (виды) работ, которая определяется заказчиком исходя из архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических решений, содержащихся в проектной и (или) иной технической документации, в зависимости от специфических особенностей объекта капитального строительства.
- По локальным сметным расчетам (сметам) справочно указывается расчетный измеритель конструктивного решения (комплекса, вида работ). В качестве расчетного измерителя принимается наиболее характерная единица измерения для конструктивного решения, комплекса или вида работ (например, куб.м. кладки, кв.м. площади кровли, кв.м. общей площади и другие единицы измерения).
- Указан метод определения сметных цен в текущем уровне цен на несерийные строительные машины.
- Добавились новые коэффициенты, учитывающие особенности производства отдельных видов работ. Порядок применения и округления результатов вычисления поправочных коэффициентов к стоимостным и к количественным показателям локальной сметы.
- Перечень и порядок определения прочих и лимитированных затрат, включаемых в главу 9 сводного сметного расчета стоимости строительства ССРСС расширен и сформирован с учетом законодательства и практики расчета сметной стоимости строительства объектов капитального строительства различного назначения, в том числе производственного, непроизводственного, а также линейных объектов.
- При определении сметной стоимости работ с использованием сметных норм на монтаж оборудования и капитальный ремонт оборудования дополнительно следует учитывать сметную стоимость вспомогательных ненормируемых материальных ресурсов, не учтенных в указанных сметных нормах (например, ветошь, бумага, керосин, бензин, смазочное масло, солидол) в следующих размерах:
б) 3 (три) процента от сметной оплаты труда рабочих, определенной на основании затрат труда, указанных в ГЭСНмр.
- Указаны способы определения стоимости оказания услуг, связанных с перевозкой грузов производителем и (или) поставщиком материальных ресурсов и оборудования. Допускается определение их текущей стоимости на основании данных о цене указанных услуг по 1 (одному) такому производителю и (или) поставщику. В случае невозможности определения затрат по доставке оборудования на основании расчета или по результатам конъюнктурного анализа, по решению заказчика сметная стоимость его перевозки может приниматься в размере до 3 (трех) процентов от отпускной цены на такое оборудование.
Возникает ряд вопросов у заявителей: нужно ли переделывать сметы под новую методику для проведения экспертизы? нужно ли переделывать сметы и конъюнктурный анализ под новые формы, если уже зашли на экспертизу?
При ответах на эти вопросы мы должны руководствоваться одним нормативным документом - Постановлением Правительства РФ от 5.03.2007 № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» пункт 20.1.: «В случае если после определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - сметная стоимость) сметные нормативы, федеральные единичные расценки, в том числе их отдельные составляющие, к сметным нормам, информация о которых включена в федеральный реестр сметных нормативов, и (или) сметные цены строительных ресурсов, с учетом которых были осуществлены расчеты сметной стоимости, изменились, представление сметы для проведения проверки достоверности определения сметной стоимости осуществляется после корректировки сметы с учетом цен, сложившихся на дату ее представления застройщику (техническому заказчику)».
Конечно, когда начнется составление смет по новой методике, начнут выявляться какие-то моменты, которые непонятны и не объяснены. Все эти вопросы будут решаться в рабочем порядке разъяснительными письмами, консультациями, а какие-то кардинальные изменения, возможно, будут вноситься дополнительными приказами. Самое главное - документ принят и соответствует новым требованиям нормативных документов.
02.12.2020
Лилия Калимуллина: публикация в журнале «Стройэкспертиза. Республика Татарстан»: стройка и охрана животного мира
О требованиях по охране животного мира при проектировании, строительстве и реконструкции объектов капитального строительства рассказывает Лилия Калимуллина, главный эксперт отдела инженерного обеспечения ГАУ «УГЭЦ РТ», эксперт по направлениям: 29. Охрана окружающей среды; 1.3. Инженерно-гидрометеорологические изыскания; 25. Инженерно-экологические изыскания.
Общие требования по охране объектов животного мира и среды их обитания, направленные на предотвращение гибели объектов животного мира, установлены главой III федерального закона «О животном мире» от 24.04.1995 № 52-ФЗ.
Статьей 28 определено, что производственные процессы, эксплуатация транспортных средств и линий связи и электропередачи должны предусматривать меры по предотвращению заболеваний и гибели объектов животного мира.
Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при производстве и эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи утверждены постановлением Правительства РФ от 13.09.1996 № 997. Требования подлежат выполнению при осуществлении производственных процессов в сельском, лесном хозяйстве и лесной промышленности, на производственных площадках с открыто размещенным оборудованием, гидросооружениях и водохранилищах, в местах размещения сырья и вспомогательных материалов, на водных транспортных путях и магистралях автомобильного, железнодорожного транспорта и аэродромах, а также при эксплуатации трубопроводов, линий электропередачи мощностью от 6 кВ и выше и линий проводной связи.
Подробнее об этом читайте в журнале «Стройэкспертиза. Республика Татарстан», № 10 (27), ноябрь 2020, стр. 22.
02.12.2020
Николай Тарасов: публикация в журнале «Стройэкспертиза. Республика Татарстан»: СП по системам противопожарной защиты: что изменилось?
С 12 сентября вступил в действие свод правил 2.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты» взамен СП 2.13130.2012. Основные изменения в СП анализирует Николай Тарасов, главный эксперт отдела специализированных экспертиз ГАУ «УГЭЦ РТ», эксперт по направлению: 2.5. Пожарная безопасность.
Рассмотрим основные изменения, отраженные в обновленном своде правил:- Введены новые термины и определения: «вспучивающееся огнезащитное покрытие», «группа пожарной опасности кровельных материалов», «штукатурный (толстослойный) состав», «стена наружная навесная светопрозрачная», «междуэтажный пояс», «простенок».
- В подразделе 5.2. «Строительные
- конструкции» добавлено уточнение, допускающее не учитывать показатели пожарной опасности уплотнителей, герметиков и антикоррозийных покрытий толщиной до 0,3 мм при установлении класса пожарной опасности К0 (без испытаний) для конструкций наружных ненесущих светопрозрачных стен.

02.12.2020
Мазит Салихов: публикация в журнале «Стройэкспертиза. Республика Татарстан»: сметы по-новому
12 ноября 2020 года состоялся ежегодный семинар ГАУ «УГЭЦ РТ» по экспертизе и ценообразованию в строительстве. Особое внимание на семинаре уделили новой методике определения сметной стоимости строительства.
В семинаре приняли участие около 100 человек. На семинаре выступили порядка 20 лекторов. С учетом эпидемиологической ситуации организаторы семинара запустили актуальный онлайн-формат и вели трансляцию.
Семинар открыли заместитель министра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Ильшат Гимаев и начальник ГАУ «УГЭЦ РТ» Мазит
Салихов.
Подробнее об этом читайте в журнале «Стройэкспертиза. Республика Татарстан», № 10 (27), ноябрь 2020, стр. 8.
19.11.2020
Публикация в электронной деловой газете «Бизнес-Онлайн»: новинки градостроительного законодательства, или Как Марат Хуснуллин изменил стройотрасль в 2020-м
От упрощения строительства и взвешенной реформы ценообразования до цифровых моделей
«Законодательство, нормативы быстро шагают вперед», — отметили участники ценность специального семинара для сотрудников стройотрасли, который прошел на днях в Казани. За год в России приняли десятки документов в сфере градостроительства, с подачи президента Путина заработала «регуляторная гильотина», но нужно еще. О том, что уже изменилось в законодательстве, представителям стройотрасли Татарстана и России рассказали эксперты ГАУ «УГЭЦ РТ».
На днях ГАУ «УГЭЦ РТ» провело в Казани ежегодный семинар по изменениям градостроительного законодательства
«ДАЖЕ ОПЫТНЫМ СПЕЦИАЛИСТАМ ИНОГДА СЛОЖНО УСЛЕДИТЬ ЗА ВСЕМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ»
На днях ГАУ «УГЭЦ РТ» провело в Казани ежегодный семинар по изменениям градостроительного законодательства. В онлайн и офлайн-обсуждении участвовали больше ста представителей строительной отрасли Татарстана и соседних регионов: государственные заказчики, инвесторы, застройщики, подрядные, строительные и проектные организации.
«Актуальность ценообразования не имеет границ и даже опытным специалистам иногда сложно уследить за всеми изменениями, — приветствовал участников заместитель министра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Ильшат Гимаев. — Законодательство, нормативы быстро шагают вперед».
Ильшат Гимаев: «Актуальность ценообразования не имеет границ и даже опытным специалистам иногда сложно уследить за всеми изменениями»
Уследить за переменами помогают эксперты государственного автономного учреждения «Управление государственной экспертизы и ценообразования РТ по строительству и архитектуре». ГАУ «УГЭЦ РТ» — это один из крупнейших в Приволжском федеральном округе экспертных центров. Управление госэкспертизы РТ занимается государственной и негосударственной экспертизой проектной документации и результатов инженерных изысканий. В том числе проводит экспертизу в части проверки достоверности сметной стоимости всей стройки республики, осуществляемой за госбюджет, экспертизу тарифов ЖКХ и обучают более 30 профессиям.
Как отметил начальник ГАУ «УГЭЦ РТ» Мазит Салихов, с начала 2020 года в России приняли ряд изменений в федеральные законы, постановления правительства РФ, издали новые приказы по процедуре экспертизы проектной документации и технического регулирования в градостроительной деятельности. С подачи президента РФ Владимира Путина и при участии вице-премьера РФ Марата Хуснуллина из 10 тыс. обязательных требований сводов правил, ГОСТов стали рекомендательными 3 тысячи. Оставшиеся 7 тыс. переработали на 90%. Еще порядка 30% обязательных требований переработают до конца 2020 года, отмечал ныне глава минстроя России, экс-министр строительства РТ Ирек Файзуллин.
Изменения 2020 года заставляют участников строительного рынка перестраиваться на ходу, быть в курсе перемен. «От этого зависит безопасность, надежность строительства, повышение качества архитектурно-строительного проектирования, эффективность капитальных вложений», — отметил Салихов важность семинара.
Как отметил начальник ГАУ «УГЭЦ РТ» Мазит Салихов, с начала 2020 года в России приняли ряд изменений в федеральные законы, постановления правительства РФ, издали новые приказы по процедуре экспертизы проектной документации
ОБ УПРОЩЕНИИ СТРОИТЕЛЬСТВА И ВЗВЕШЕННОЙ РЕФОРМЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
Несмотря на «коронавирусные» сложности, власти России и Татарстана сохранили расходы строительных госпрограмм. Глава минстроя РТ, экс-руководитель ГИСУ РТ Марат Айзатуллин отмечает, что задачи по строительству в 2020 году выполняются в полном объеме. Так, РТ участвует в 11 федеральных нацпроектах и 50 республиканских программах в сфере строительства. С начала года в РТ построили 2 млн 250 тыс. кв. м жилья, по состоянию на 7 ноября годовой план выполнили на 75%.
Объемы работ колоссальные. Поэтому правительство республики и строительное сообщество делают все, чтобы меняющееся законодательство не сказалось на темпах строительства и реконструкции — ведь сроки сдачи объектов никто не отменял. «Одно из важных изменений 2020 года — упрощение процедуры проведения государственной экспертизы и внедрение института экспертного сопровождения проекта», — отметил Салихов один из плюсов изменений.
Также существенные перемены касаются и принципов ценообразования путем трансформации действующего регулирования с учетом складывающейся практики. «При этом минстрой России принял решение о взвешенном и системном подходе к реформе ценообразования в строительстве», — отметил начальник ГАУ «УГЭЦ РТ». Так что к изменениям законодательства подходят осознанно, всесторонне.
Тамара Сальникова: «Нельзя сегодня принять решение и завтра уже выйти на стройку. Это, в силу действующих законодательных и нормативно-правовых актов, не представляется возможным!»
КОВИДНЫЙ КОРПУС ИНФЕКЦИОНКИ КАЗАНИ КАК ЭТАЛОН РАБОТЫ БЕЗ АДМИНБАРЬЕРОВ, ЦИФРОВЫЕ МОДЕЛИ
Надо снять бюрократические барьеры в отрасли, которые ее зарегулировали настолько, что невозможно работать, отмечали участники семинара. «Нельзя сегодня принять решение и завтра уже выйти на стройку. Это, в силу действующих законодательных и нормативно-правовых актов, не представляется возможным! — высказала свое мнение и руководитель службы экспертизы ГАУ „УГЭЦ РТ“ Тамара Сальникова. — Сбор разрешительной документации, исходных данных занимает больше времени, чем само строительство. При этом в законодательстве есть дыры, которые никак не регулируются».
Примеры того, как может быть в Татарстане — за 100 дней слаженной работы строителей, подрядчиков, проектантов, ГАУ «УГЭЦ РТ», минстроя РТ и минздрава РТ по поручению и под непосредственным руководством правительства РТ, в Казани появился новый корпус инфекционной больницы.
«Это сложный объект капитального строительства, аналогов которому нет в России», — добавил Гимаев. Конечно, к таким срокам подталкивали условия работы при пандемии короновируса и не каждый объект теперь нужно строить в таком режиме, но над дальнейшими изменениями заставляет задуматься.
Большие изменения произошли и в сводах правил по пожарной безопасности. По словам главного эксперта отдела специализированных экспертиз ГАУ «УГЭЦ РТ» Николая Тарасова, перемен достаточно много и несмотря на общий тренд смягчения законодательства, новые правила могут усложнить работу проектировщиков и привести к удорожанию строительства.
Резервы отрасли не только в законодательных изменениях, но и в переходе на цифровые модели — это тоже ускорит этапы строительства. Марат Хуснуллин уже сообщил, что в 2021 году объекты в сфере госзаказа должны перейти на цифровые модели.
По словам эксперта отдела специализированных экспертиз ГАУ «УГЭЦ РТ» Марселя Гайнутдинова, технологии информационного моделирования зданий (BIM) сегодня уже упрощают проектирование. Например, BIM-модель сокращает сроки проектирования за счет согласованности параметров модели, готовых шаблонов и библиотек, отсутствия геометрических и координационных ошибок, позволяет максимально точно определить стоимость проекта на ранних стадиях, а также организовать совместную работу над проектом.
Следует отметить, управление госэкспертизы РТ уже принимает и проверяет проекты в формате BIM-моделей, что позволяет эксперту быстрее погрузиться в проект, видеть взаимосвязь между разделами, на ранних стадиях находить проблемы и принимать меры по их устранению.
От экспертизы — к новой методике расчета стоимости строительства, которой уделили особое внимание во второй части семинара
СКОЛЬКО БУДЕТ СТОИТЬ СТРОЙКА? НОВАЯ МЕТОДИКА РАСЧЕТА И ДРУГИЕ ВОПРОСЫ СЕМИНАРА
От экспертизы — к новой методике расчета стоимости строительства, которой уделили особое внимание во второй части семинара.
Заместитель начальника ГАУ «УГЭЦ РТ» Рустем Мифтахутдинов назвал один из революционных моментов этого года — правительство РФ отменило постановление от 18 мая 2009 года № 427 «О порядке проведения проверки достоверности сметной стоимости» и 31 декабря 2019 года приняло постановление № 1948, в котором проверку достоверности включили в процедуру экспертизы проектной документации. Спикер раскрыл положения новых нормативов о порядке определения начальной (максимальной) цены контракта, новой федеральной сметно-нормативной базы 2020 года. А также рассказал о методиках определения затрат на осуществление функций технического заказчика, определения затрат, связанных с осуществлением строительно-монтажных работ вахтовым методом и других изменениях.
Руководитель регионального центра ценообразования в строительстве ГАУ «УГЭЦ РТ» Татьяна Антонова подробно рассказала о новой методике определения стоимости строительства, которая вступила в силу 5 октября 2020 года. Документ станет новой настольной книгой сметчиков, он определяет единые методы формирования сметной стоимости на этапе архитектурно-строительного проектирования, подготовки сметы на снос объекта капитального строительства. Заместитель руководителя головного учебного центра МГК «Гранд» Федор Кителев рассказал о сроках внесения положений методики в программный комплекс «ГРАНД-Смета» и их применении.
Эксперты семинара остановились на каждом изменении, подробно отвечали на вопросы, выходя за рамки запланированного времени. Опрошенные участники семинара рассказали, что информация экспертов будет полезной в повседневной работе, в подготовке проектной и сметной документации. Обсуждение продолжалось больше шести часов и за это время эксперты ГАУ «Управление государственной экспертизы и ценообразования РТ по строительству и архитектуре» также рассказали об изменениях законодательства в области охраны окружающей среды, экспертизы на соответствие санитарно-эпидемиологическим нормам, порядке подачи документов на экспертизу. Поднималась тема правового регулирования, применения сметных норм при составлении смет на проектно-изыскательские работы, новые требования к применению индексов, вопросы составления смет на монтаж оборудования и пусконаладочные работы, изменения в сводном сметном расчете, определение затрат на строительство временных зданий, сооружений, составление конъюнктурного анализа сметных цен и многие другие вопросы.
ГАУ «УГЭЦ РТ» обучает заказчиков, специалистов проектных и подрядных организаций, заявителей по новым требованиям, а также оказывает содействие на любом этапе предоставления услуг. Информация о ближайших мероприятиях размещена на официальном сайте ведомства и сайте учебного центра ГАУ «УГЭЦ РТ».



https://www.business-gazeta.ru/article/488861
09.11.2020
Светлана Ганиуллина: публикация в журнале «Стройэкспертиза. Республика Татарстан»: межэтажные перекрытия: особенности проектирования
Чем руководствоваться при проектировании межэтажных перекрытий зданий и сооружений, рассказывает Светлана Ганиуллина, главный эксперт Набережночелнинского зонального отдела ГАУ «УГЭЦ РТ», эксперт по направлению: 2.1.3. Конструктивные решения.
Расчет конструкций перекрытия
Общие принципы обеспечения надежности строительных конструкций (в т.ч. перекрытий) при проектировании, расчете, возведении, реконструкции, изготовлении и эксплуатации определены ГОСТ 27751 «Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения» с учетом класса сооружения (КС-1, КС-2 или КС-3) в зависимости от его назначения, а такжет социальных, экологических и экономических последствий их повреждений и разрушений, устанавливаемого в задании на проектирование генпроектировщиком по согласованию с заказчиком в соответствии с классификацией.
Подробнее об этом читайте в журнале «Стройэкспертиза. Республика Татарстан», № 9 (2), октябрь 2020, стр. 26.
09.11.2020
Мазит Салихов: публикация в журнале «Стройэкспертиза. Республика Татарстан»: новая методика определения сметной стоимости: как применять?
Минстрой РФ утвердил новую методику определения сметной стоимости строительства. Она определяет единые методы формирования сметной стоимости на этапе архитектурно-строительного проектирования, подготовки сметы на снос объекта капитального строительства. Методика состоит из 10 разделов, фактически это 116 страниц новой информации. Важнейшие изменения разъясняет Мазит Салихов, начальник ГАУ «УГЭЦ РТ».
Введение новой методики — значимое событие в ценообразовании и сметном нормировании в строительстве. Более 16 лет настольной книгой сметчиков-строителей была Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации —
МДС 81-35.2004, утвержденная постановлением Госстроя РФ 5.03.2004 № 15/1 и введенная в действие 9.03.2004.
Подробнее об этом читайте в журнале «Стройэкспертиза. Республика Татарстан», № 9 (2), октябрь 2020, стр. 9.