Государственное автономное учреждение
«Управление государственной экспертизы и ценообразования
Республики Татарстан по строительству и архитектуре»
горячая линия
+7 (843) 207-06-04

11.01.2021

Журнал «Вестник экспертизы РТ»: Мазит Салихов: основные изменения 2020

ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО БЕЗ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ

Основные задачи ГАУ «УГЭЦ РТ» – это повышение безопасности и надежности строительства и обеспечение эффективности капитальных вложений.

Объектами экспертизы являются: капитальное строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, работы по сохранению объектов культурного наследия, финансируемые по программам Республики Татарстан.

Учреждение оказывает следующие государственные услуги:

  • проведение государственной экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий;
  • проверка достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства;
  • аудит проектной документации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;
  • а также Учреждение является экспертным центром Республики Татарстан по вопросам ценообразования в строительстве.

Новая услуга в республиканской экспертизе – экспертная оценка проектов технических заданий на разработку проектной документации и инженерных изысканий.

Основанием выполнения услуги является приказ Минстроя России от 10.06.2020 № 313/пр о введении Методических рекомендаций о проектах заданий на архитектурно-строительное проектирование объектов строительства, реконструкция которых осуществляется за счет бюджетных средств.

Республика Татарстан в 2020 году участвует в реализации 11 национальных проектов почти на 27 млрд рублей.

В РЕСПУБЛИКЕ В 2020 ГОДУ РЕАЛИЗУЕТСЯ 50 ПРОГРАММ В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА НА ОБЩУЮ СУММУ 54,5 МЛРД РУБЛЕЙ.

Это программы капитального ремонта, реконструкции и строительства сельских клубов, универсальных спортивных площадок, фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, объектов здравоохранения, водообеспечения на селе, а также строительство и капитальный ремонт детских садов, школ и объектов соцкультбыта и др. В текущем году стартовала пятилетняя программа по капитальному ремонту медицинских стационаров. На этот год всего 28 объектов на 1,74 млрд рублей.

В числе новых – масштабная программа «Наш двор», которая рассчитана на пять лет. Ремонт охватит порядка 6800 дворов. Ее бюджет – около 50 млрд рублей. В 2020 году благоустроят по программе «Наш двор» 1851 объект, в том числе 425 – в Казани, 218 – в Набережных Челнах и других городах республики.

Программа Президента Татарстана «Наш двор» — уникальная масштабная программа по благоустройству дворов Республики Татарстан. Цель программы – отремонтировать дворы во всех многоквартирных домах Татарстана, требующих благоустройства, с учетом пожеланий жителей и сохранения качества работ.

Коротко расскажу об основных изменениях законодательства в процедуре проведения государственной экспертизы.

17.01.2020 вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 года № 1948 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», которое предусматривает упрощение процедуры проведения государственной экспертизы и внедрение института экспертного сопровождения проектов.

НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМОЕ ИЗМЕНЕНИЕ – ЭТО ВВЕДЕНИЕ В ПОЛОЖЕНИЕ ПРЕДМЕТА ЭКСПЕРТНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ И РЕЗУЛЬТАТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ.

Положением определен порядок организации и проведения экспертного сопровождения, о чем наши лекторы подробно расскажут в докладах.

Постановлением правительства до конца 2024 года отменяется требование о проведении публичного технологического аудита крупного инвестиционного проекта с государственным участием.

Основные принципы ценообразования в строительстве, разработанные Минстроем России.

Изменения в ценообразовании и сметном нормировании в строительстве должны совершаться не в форме реформ, а в форме трансформации действующего регулирования с учетом складывающейся практики.

За 2020 год Правительством России принят ряд нормативных документов в области ценообразования в строительстве.
Это и Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, новая Методика определения сметной стоимости строительства, Методика определения затрат на строительство временных зданий и сооружений, выпущена новая федеральная сметно-нормативная база 2020 года и многое другое.

60088.jpgНовшества переходного периода следующие:

  • Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2019 № 604 перенесен срок размещения в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС) сметных цен строительных ресурсов, определенных Минстроем России по результатам мониторинга, с 2019 года на 2022 год.
  • Минстрой России опубликовал вторую редакцию Плана мероприятий по совершенствованию системы ценообразования в строительстве, согласно которому для применения современных методов ценообразования планируется решить ряд дополнительных задач, в том числе формирование нормативно-правовой базы и новых инструментов для работы.
  • Минстрой России принял решение о взвешенном и системном подходе к реформе ценообразования. И резких изменений, таких как окончательный отказ от базисно-индексного метода, в ближайшее время не будет. Это среднесрочный план совершенствования системы ценообразования. Его цель — сделать ресурсный метод точным. Но для этого нужно время.
  • До перехода на ресурсную модель ценообразования сохранится существующий порядок определения сметной стоимости строительства: базисно-индексный и ресурсный методы.

Мы, как республиканский центр ценообразования в строительстве, отслеживаем все изменения в законодательстве России. И с момента вступления их в силу Учреждение работает с учетом всех изменений. Наши специалисты проводят регулярное обучение заказчиков, специалистов проектных и подрядных организаций, заявителей, где разъясняют и консультируют по новым требованиям, а также оказывают содействие на любом этапе предоставления услуг.

6316-kazan.jpg

СМЕТЫ ПО-НОВОМУ

Введение новой методики – это значимое событие в ценообразовании и сметном нормировании в строительстве. Более 16 лет настольной книгой сметчиков-строителей была Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации – МДС 81-35.2004, утвержденная постановлением Госстроя РФ 5.03.2004 № 15/1 и введенная в действие 09.03.2004.

Важность принятия новой методики отметил вице-премьер, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Марат Хуснуллин, о чем и сообщил на своей странице в соцсетях: «Зарегистрирована Методика определения сметной стоимости строительства и реконструкции объектов капитального строительства, которая в том числе позволит сделать ценообразование в госзаказе более объективным и полным. Методика устанавливает, что необходимо включать в сводно-сметные расчеты, за что должно платить государство. В обновленной методике предусмотрена возможность включения в сводный сметный расчет затрат на банковские гарантии и страхование. Кроме того, строители получат возможность включать в сметный расчет затраты на противоэпидемиологические мероприятия. Очень рекомендую ознакомиться с документом людям, работающим в строительной отрасли».

Положения, приведенные в новой Методике, определяют единые методы формирования сметной стоимости при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на этапе архитектурно-строительного проектирования. И теперь она станет основным документом – настольной книгой профессионального сметчика.

Методика применяется при определении сметной стоимости строительства объектов капитального строительства, финансируемых:

  • с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов;
  • а также сметной стоимости капитального ремонта многоквартирного дома (общего имущества в многоквартирном доме), осуществляемого полностью или частично за счет средств специализированной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо средств собственников помещений в многоквартирном доме;
  • и в иных случаях, если это предусмотрено федеральным законом или договором.

Новая Методика содержит ряд нововведений. Перечислю некоторые значимые изменения по сравнению с МДС-35:

  • Новый подход к определению сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта: ресурсно-индексный метод определен в качестве приоритетного.
  • При определении сметной стоимости ресурсно-индексным методом применение индексов изменения сметной стоимости производится в случае отсутствия сметных цен строительных ресурсов в ФГИС ЦС.
  • Методика содержит обновленные формы сметной документации. При этом указаны способы их детализации, дано описание и требования к заполнению, оформлению, алгоритму математических расчетов и подведению итогов сметных расчетов с учетом нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих требования к формату предоставления электронных документов, в том числе в формате XML.
В Приложениях к Методике размещены:
  • форма локального сметного расчета (сметы) для базисно-индексного метода с применением индекса СМР;
  • форма локального сметного расчета (сметы) для базисно-индексного метода с применением индексов к элементам прямых затрат;
  • форма локального сметного расчета (сметы) для ресурсно-индексного метода;
  • форма локального сметного расчета (сметы), разработанного ресурсным методом;
  • объектный сметный расчет (Смета) № ОС;
  • сводный сметный расчет стоимости строительства № ССРСС;
  • сводка затрат.

При отсутствии во ФГИС ЦС данных о сметных ценах в текущем уровне цен на отдельные материалы, изделия, конструкции и оборудование, а также сметных нормативов на отдельные виды работ и услуг допускается определение их сметной стоимости по наиболее экономичному вариантуя, определенному на основании сбора информации о текущих ценах – конъюнктурный анализ. Результаты конъюнктурного анализа оформляются в соответствии с рекомендуемой формой, приведенной в Приложении № 1 к Методике, и подписываются застройщиком или техническим заказчиком.

В МЕТОДИКЕ ИЗЛОЖЕНЫ ТРЕБОВАНИЯ К ДОКУМЕНТАМ, ОБОСНОВЫВАЮЩИМ СТОИМОСТЬ СТРОИТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ, УКАЗАНЫ СРОКИ ИХ ДЕЙСТВИЯ, ОПРЕДЕЛЕН ПЕРЕЧЕНЬ ПРИВОДИМЫХ В УКАЗАННЫХ ДОКУМЕНТАХ СВЕДЕНИЙ И ПРОЧИЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ДОКУМЕНТАМ, ОБОСНОВЫВАЮЩИМ СТОИМОСТЬ СТРОИТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ.

В Методике также предусмотрен порядок определения сметных цен на индивидуально изготавливаемые материалы, изделия и конструкции, не реализуемые (не производимые) как самостоятельный вид продукции (заводское изготовление) на территории ценовой зоны (субъекта Российской Федерации, частей территории субъекта Российской Федерации), а также порядок определения стоимости индивидуального стандартизированного (адаптированного) и (или) нестандартизированного оборудования, несерийных строительных машин, обновлены коэффициенты для учета в сметной документации влияния условий производства работ, предусмотренных проектной и (или) иной технической документацией.

При составлении локальных сметных расчетов (смет) проводится детализация объекта капитального строительства на конструктивные решения (элементы) и (или) комплексы (виды) работ, которая определяется заказчиком исходя из архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических решений, содержащихся в проектной и (или) иной технической документации, в зависимости от специфических особенностей объекта капитального строительства.

По локальным сметным расчетам (сметам) справочно указывается расчетный измеритель конструктивного решения (комплекса, вида работ). В качестве расчетного измерителя принимается наиболее характерная единица измерения для конструктивного решения, комплекса или вида работ (например, м3 кладки, м2 площади кровли, м2 общей площади и другие единицы измерения).

Указан метод определения сметных цен в текущем уровне цен на несерийные строительные машины.

Добавились новые коэффициенты, учитывающие особенности производства отдельных видов работ. Порядок применения и округления результатов вычисления поправочных коэффициентов к стоимостным и к количественным показателям локальной сметы.

Перечень и порядок определения прочих и лимитированных затрат, включаемых в главу 9 сводного сметного расчета стоимости строительства ССРСС, расширен и сформирован с учетом законодательства и практики расчета сметной стоимости строительства объектов капитального строительства различного назначения, в том числе производственного, непроизводственного, а также линейных объектов.

При определении сметной стоимости работ с использованием сметных норм на монтаж оборудования и капитальный ремонт оборудования дополнительно следует учитывать сметную стоимость вспомогательных ненормируемых материальных ресурсов, не учтенных в указанных сметных нормах (например, ветошь, бумага, керосин, бензин, смазочное масло, солидол), в следующих размерах:

а) 2 (два) процента от сметной оплаты труда рабочих, определенной на основании затрат труда, указанных в ГЭСНм;
б) 3 (три) процента от сметной оплаты труда рабочих, определенной на основании затрат труда, указанных в ГЭСНмр.

Указаны способы определения стоимости оказания услуг, связанных с перевозкой грузов производителем и (или) поставщиком материальных ресурсов и оборудования.

Допускается определение их текущей стоимости на основании данных о цене указанных услуг по 1 (одному) такому производителю и (или) поставщику. В случае невозможности определения затрат по доставке оборудования на основании расчета или по результатам конъюнктурного анализа по решению заказчика сметная стоимость его перевозки может приниматься в размере до 3 (трех) процентов от отпускной цены на такое оборудование.

print_6483459_4613434_www.minstroy.tatarstan.ru.jpg

ВОЗНИКАЕТ РЯД ВОПРОСОВ У ЗАЯВИТЕЛЕЙ: НУЖНО ЛИ ПЕРЕДЕЛЫВАТЬ СМЕТЫ ПОД НОВУЮ МЕТОДИКУ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ? НУЖНО ЛИ ПЕРЕДЕЛЫВАТЬ СМЕТЫ И КОНЪЮНКТУРНЫЙ АНАЛИЗ ПОД НОВЫЕ ФОРМЫ, ЕСЛИ УЖЕ ЗАШЛИ НА ЭКСПЕРТИЗУ?

При ответах на эти вопросы мы должны руководствоваться одним нормативным документом – Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», пункт 20.1.: «В случае если после определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – сметная стоимость) сметные нормативы, федеральные единичные расценки, в том числе их отдельные составляющие, к сметным нормам, информация о которых включена в федеральный реестр сметных нормативов, и (или) сметные цены строительных ресурсов, с учетом которых были осуществлены расчеты сметной стоимости, изменились, представление сметы для проведения проверки достоверности определения сметной стоимости осуществляется после корректировки сметы с учетом цен, сложившихся на дату ее представления застройщику (техническому заказчику)». Подробнее – в письме Минстроя РФ от 16.10.2020 № 41798-ИФ/09 .

В сметных программных комплексах пока нет новых форм смет. Сколько времени уйдет на перевод положений новой Методики в формат сметной программы?

На эти вопросы дали ответы сами разработчики. На нашем ежегодном семинаре официальный представитель ПК «ГРАНД-Смета» рассказал о внесении положений Методики в программный комплекс «ГРАНД-Смета» и их применении.

Конечно, когда начнется составление смет по новой методике, начнут выявляться какие-то моменты, которые не понятны и не пояснены. Все эти вопросы будут решаться в рабочем порядке разъяснительными письмами, консультациями, а какие-то кардинальные изменения, возможно, будут вноситься дополнительными приказами.

САМОЕ ГЛАВНОЕ – ДОКУМЕНТ ПРИНЯТ И СООТВЕТСТВУЕТ НОВЫМ ТРЕБОВАНИЯМ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ.

Журнал «Вестник экспертизы Республики Татарстан», № 03/2020 (14), стр. 12




Читайте также:
ГАУ «УГЭЦ РТ» проведет новый практический курс по составлению смет по новой методике
22.01.2021

22.01.2021

ГАУ «УГЭЦ РТ» проведет новый практический курс по составлению смет по новой методике

26 января 2021 года ГАУ «УГЭЦ РТ» организует семинар по теме «Практическое применение положений новой Методики определения сметной стоимости объектов строительства при составления сметной документации. Примеры составления смет в программном продукте в части формы и структуры сметных документов (СР, ЛСР, ОСР, ССРСС)».

В программе семинара:

  • Рассмотрение вопросов в части применения сметных нормативов и индексов. Новое в порядке прохождения экспертизы сметной документации (постановления Правительства РФ от 31.12.2019 № 1948, от 01.10.2020 № 1590). Применение коэффициентов для учета в сметах влияния условий производства работ, предусмотренных проектной и (или) иной технической документацией, согласно новой Методики. Новые формы сметной документации.
  • Практикум по составлению смет базисно-индексным и ресурсно-индексным методами с учетом новых требований к формату смет. Применение индексов в свете положений новой Методики определения сметной стоимости строительства.         
  • Практикум по составлению локальных сметных расчетов (ЛСР) ресурсным методом с учетом новой формы и структуры локального сметного расчета.
  • Практикум по составлению объектной сметы (ОС) ресурсным методом с учетом новой формы и итогов. Отображение в итогах объектной сметы данных по элементам прямых затрат, НР, СП, стоимости оборудования и перевозок.    
  • Практические вопросы по составлению сводного сметного расчета стоимости строительства (ССРСС) с учетом изменений в составе и наименовании глав сводного сметного расчета стоимости строительства. Примеры составления ССРСС ресурсным и базисно-индексным методами по новой форме.  
  • Практические вопросы составления смет на монтаж оборудования и пуско-наладочные работы с учетом новых форм сметной документации и итогов по ним.
  • Составление конъюнктурного анализа сметных цен в текущем уровне на отдельные материалы, изделия, конструкции и оборудование в соответствии с положениями и формами новой Методики.
  • Внесение положений новой Методики определения сметной стоимости строительства в программный комплекс «ГРАНД-Смета» и их применение.  

Обучение проводится в очном и онлайн-формате по выбору.

Стоимость обучения:

  • 3900 рублей - по окончанию выдается сертификат участника семинара.
  • 5000 рублей - по окончанию выдается удостоверение повышения квалификации.

Семинар состоится по адресу: г. Казань, ул. Шуртыгина, д.22, учебный центр ГАУ «УГЭЦ РТ».

Время проведения с 9:00 до 16:00.

Заявки на участие и вопросы по тематике курса принимаются по электронной почте info@proff-standart.ru.

Бланк заявки (скачать)

Правительство РФ планирует приостановить рост цен на строительные материалы
22.01.2021

22.01.2021

Правительство РФ планирует приостановить рост цен на строительные материалы

Президент России Владимир Путин дал поручение ограничить рост цен на строительные материалы. Особенно резким стал рост цен на металлургическую продукцию, что неминуемо скажется на стоимости объектов. В ряде регионов застройщики уже подняли цены на квартиры на 10-15%, другие приостановили строительство в ожидании, как поведет себя рынок металлопродукции.

Правительству РФ совместно с комиссией Государственного Совета по направлению «Строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, городская среда» в срок до 1 марта 2021 года необходимо представить предложения по ограничению роста цен на строительные материалы.

Среди предложений по улучшению ситуации:

  • выводить строительные компании на прямые контракты с производителями;
  • заключения прямых контрактов в электронном виде;
  • введение экспортных пошлин на металлопрокат;
  • внесение корректировок в формирование сметной стоимости металлопродукции.

Новые документы по стандартизации для специалистов в области строительства
21.01.2021

21.01.2021

Новые документы по стандартизации для специалистов в области строительства

Будет введен в действие на территории РФ с 1 июня 2021 года: 

  • ГОСТ 34682.2-2020 «Платформы подъемные для инвалидов и других маломобильных групп населения. Требования безопасности к устройству и установке. Часть 2. Платформы с вертикальным перемещением» (утвержден Приказом Росстандарта от 06.11.2020 № 1032-ст).

Будет введен в действие на территории РФ с 1 августа 2021 года: 

  • ГОСТ Р ИСО 5660-1-2020 «Испытания по определению реакции на огонь. Интенсивности тепловыделения, дымообразования и потери массы. Часть 1. Определение интенсивности тепловыделения методом конического калориметра и интенсивности дымообразования измерениями в динамическом режиме» (утвержден Приказом Росстандарта от 23.10.2020 № 923-ст).

Возврат к списку