Государственное автономное учреждение
«Управление государственной экспертизы и ценообразования
Республики Татарстан по строительству и архитектуре»

Смотреть видео
о ГАУ «УГЭЦ РТ»
+7 (843) 272-04-94
420054, Республика Татарстан,
г. Казань, ул. Габдуллы Тукая,
д. 125

07.11.2018

Изменения в части оценки проектной документации на соответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям

IMG_2631.jpg

Проведение экспертизы проектной документации на соответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям регламентировано ч. 5 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Обязательное соблюдение санитарных правил при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее – объекты) установлено ч. 2 ст. 12 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999.

При проведении экспертизы проектной документации по направлению «Санитарно-эпидемиологическая безопасность» в первую очередь оцениваются:

  • соответствие участка под строительство запроектированного объекта требованиям, предъявляемым к качеству почвы, атмосферного воздуха, уровню ионизирующего излучения, физическим факторам (шум, вибрация, электромагнитное излучение, инфразвук);
  • размещение участка по отношению к санитарно-защитным зонам, зонам санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения, функциональному зонированию и т.п.;
  • соблюдение требований к продолжительности инсоляции зданий и сооружений, а также отсутствие негативного воздействия на продолжительность инсоляции близрасположенной застройки.

Одним из основных критериев соответствия участка под строительство требованиям санитарных норм является соблюдение режима территории санитарно-защитных зоны (СЗЗ), запрещающего размещение объектов с нормируемыми показателями качества среды обитания в границах СЗЗ и регулирующего размещение в СЗЗ объектов разной отрасли промышленности.

С 15.03.2018 введены в действие Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (далее – Правила), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222, регламентирующие порядок установления санитарно-защитных зон, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон.

Ранее режим санитарно-защитной зоны и связанные с ней ограничения, а также порядок установления размеров СЗЗ были регламентированы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (новая редакция с изменениями №1-4).

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Основные отличия новых Правил и ранее действующего СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в части требований к режиму территории санитарно-защитной зоны:

  • детализирован тип спортивных сооружений (открытый), запрещенный к размещению в СЗЗ;
  • введены дополнительные ограничения в отношении использования земельных участков в целях производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, предназначенной для дальнейшего использования в качестве пищевой продукции;
  • введены критерии размещения в санитарно-защитной зоне иной отрасли промышленности объектов для производства и хранения лекарственных средств, объектов пищевых отраслей промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции, комплексов водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды, использования земельных участков в целях производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, предназначенной для дальнейшего использования в качестве пищевой продукции.
карта.jpg

В соответствии с п. 5 Правил

В границах санитарно-защитных зон не допускается использование земельных участков в следующих целях:

  • размещения жилой застройки, объектов образовательного и медицинского назначения, спортивных сооружений открытого типа, организаций отдыха детей и их оздоровления, зон рекреационного назначения и для ведения дачного хозяйства и садоводства;
  • размещения объектов для производства и хранения лекарственных средств, объектов пищевых отраслей промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции, комплексов водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды, использования земельных участков в целях производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, предназначенной для дальнейшего использования в качестве пищевой продукции, если химическое, физическое и (или) биологическое воздействие объекта, в отношении которого установлена санитарно-защитная зона, приведет к нарушению качества и безопасности таких средств, сырья, воды и продукции в соответствии с установленными к ним требованиями.

Следует отметить, что дополнительное ограничение использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон кладбищ, регламентировано
п. 2.8 СанПин 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения»

Согласно СанПин 2.1.2882-11 на территориях санитарно-защитных зон кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения не разрешается строительство зданий и сооружений, не связанных с обслуживанием указанных объектов, за исключением культовых и обрядовых объектов.

В соответствии с п. 6.1 СанПин 2.1.2882-11
не разрешается прокладка сетей централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, используемого для хозяйственно-питьевых целей населением городов и других населенных пунктов, по территории санитарно-защитных зон кладбищ.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

В соответствии с п. 6 Правил

Застройщик, при планировании строительства или реконструкции объекта, представляет в уполномоченный орган заявление об установлении или изменении санитарно-защитной зоны не позднее чем за 30 дней до дня направления заявления о выдаче разрешения на строительство.

Правообладатель построенного, реконструированного объекта, в отношении которого установлена или изменена санитарно-защитная зона, обязан обеспечить проведение исследований (измерений) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и в случае, если выявится необходимость изменения санитарно-защитной зоны, установленной или измененной исходя из расчетных показателей уровня химического, физического и (или) биологического воздействия объекта на среду обитания человека, представить в уполномоченный орган заявление об изменении санитарно-защитной зоны в срок не более одного года со дня ввода в эксплуатацию.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

В соответствии с п. 11 Правил

Физические лица, юридические лица, органы государственной власти или органы местного самоуправления, не являющиеся правообладателями объектов, вправе провести исследования и измерения атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта (контуром ранее существовавшего объекта) и при наличии оснований для изменения или прекращения существования санитарно-защитной зоны представить в уполномоченный орган соответствующее заявление.

В случае:

  • уменьшения размеров санитарно-защитной зоны
  • прекращения действия отдельных ограничений использования земельных участков, расположенных в границах такой зоны,
  • прекращения существования санитарно-защитной зоны при отсутствии соответствующего заявления правообладателя объекта.

Обязательным условием соответствия проектной документации санитарным нормам и правилам является соблюдение требований, предъявляемых к продолжительности инсоляции запроектированных жилых зданий, основных функциональных помещений общественных зданий, площадок, в отношении которых предъявляются требования, а также отсутствие негативного воздействия при строительства запроектированного объекта на продолжительность инсоляции близрасположенной застройки.

парковая зона.JPG

ИНСОЛЯЦИЯ

один из природных факторов среды обитания человека, определяет обеспеченность помещения прямыми солнечными лучами, его санацию ультрафиолетовым излучением и как следствие – «здоровье» помещения. Продолжительность инсоляции определяется с учетом общеоздоровительного, психофизиологического, теплового, бактерицидного действия и рассчитывается на тот период года, когда она наиболее полезна человеку и эффективна по астрологическим и природно-климатическим условиям для различных климатических районов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»
здания должны быть спроектированы таким образом, чтобы в жилых помещениях была обеспечена достаточная продолжительность инсоляции или солнцезащита в целях создания безопасных условий проживания, выполнение требований должно быть обеспечено мерами по ориентации жилых помещений по сторонам света, а также мерами конструктивного и планировочного характера, в том числе по благоустройству прилегающей территории.

В соответствии с п. 1.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01
расчеты инсоляции являются обязательным разделом проектной документации.

солнечный свет.jpg

Требования к нормативной продолжительности инсоляции в учреждениях социального назначения, детских дошкольных, образовательных, медицинских учреждениях установлены:

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 «Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий»

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации А. Ю. Поповой от 10.04.2017 № 47 утверждены изменения № 1 в санитарные правила и нормы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01:

  • установлен период нормативной продолжительности инсоляции для «центральной зоны» России с 22 апреля по 22 августа;
  • исключены из состава основных функциональных помещений зданий детских дошкольных учреждений (в отношении которых предъявляются требования по инсоляции) палаты и изоляторы;
  • введено понятие «прерывистой инсоляции» и установлена совокупная продолжительность инсоляции детских игровых, спортивных площадок жилых домов, групповых площадок дошкольных организаций, спортивной зоны, зоны отдыха общеобразовательных школ и школ-интернатов, лечебных зон отдыха не менее 2,5 часов, в том числе не менее 1 часа для одного из периодов в случае прерывистой инсоляции, на 50% площади участка независимо от географической широты.

Информация подготовлена и.о. начальника отдела специализированных экспертиз ГАУ «УГЭЦ РТ» Еленой Бакиной



Читайте также:
Фоторепортаж: ежегодный семинар ГАУ «УГЭЦ РТ»
16.11.2018

16.11.2018

Фоторепортаж: ежегодный семинар ГАУ «УГЭЦ РТ»

16.11-1.jpg
В Казани прошел ежегодный семинар по актуальным вопросам экспертизы и ценообразования
16.11.2018

16.11.2018

В Казани прошел ежегодный семинар по актуальным вопросам экспертизы и ценообразования

Сегодня в Министерстве строительства, архитектуры и ЖКХ РТ состоялся ежегодный семинар «Новое в законодательстве в градостроительной деятельности и ценообразовании в строительстве. Актуальные вопросы проведения государственной экспертизы проектной документации, проверки достоверности сметной стоимости и сметного нормирования в строительстве. Ресурсный метод определения сметной стоимости строительства».

В мероприятии приняли участие порядка 100 специалистов как республики, так и близлежащих регионов – государственные заказчики, инвесторы, застройщики, подрядные, строительные и проектные организации, образовательные учреждения.

Организатором семинара выступило ГАУ «Управление государственной экспертизы и ценообразования Республики Татарстан по строительству и архитектуре» совместно с Министерством строительства, архитектуры и ЖКХ РТ.

Семинар открыл заместитель министра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Владимир Кудряшев. Он сообщил, что в нашей стране принят ряд федеральных законов, которые внесли изменения в градостроительное законодательство, направленные на повышение эффективности использования бюджетных средств. Также отметил, что наша республика принимает активное участие в исполнении поставленных задач.

«Важной миссией для нашего Учреждения было и остается доведение до представителей строительной отрасли новых нормативных документов и тесного взаимодействия с профессиональным сообществом. Именно с этой целью мы сегодня собрались здесь - на семинаре, чтобы обсудить актуальные вопросы, проинформировать вас о предстоящих переменах и как, в связи с этим, необходимо будет выстроить нашу совместную работу», – обратился к участникам семинара начальник ГАУ «УГЭЦ РТ» Мазит Салихов.

IMG_0849.JPG

На семинаре обсуждались такие актуальные темы как:

  • Современная экспертиза Республики Татарстан

  • Об изменениях в Градостроительном кодексе Российской Федерации и в отдельных законодательных актах Российской Федерации, а также в области государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий

  • Актуальные аспекты подготовки проектной документации в современных условиях. О типовой форме задания на проектирование объекта капстроительства и требования к его подготовке

  • Архитектурно-строительное проектирование в свете изменений градостроительного кодекса, внесенных Федеральными законами от 03.08.2018 № 340-ФЗ и № 342-ФЗ

  • Правовое регулирование договора об оказании услуг в рамках 44-ФЗ

  • Зоны с особыми условиями использования территорий (ЗОУИТ): виды, порядок установления и режим. Изменения в Градостроительном кодексе Российской Федерации в части проведения государственной экспертизы проектной документации объектов, расположенных в границах ЗОУИТ

  • Обзор и анализ изменений законодательства в области проектирования сетей газораспределения и газопотребления

  • Основные требования при проведении экспертизы на соответствие санитарно-эпидемиологическим нормам

  • Требования к формату электронных документов, представляемых для проведения государственной экспертизы

  • Особенности налогообложения в строительстве

  • Ценообразование и сметное нормирование в строительстве на современном этапе. Нормативная правовая база и основные аспекты реформы ценообразования. Проект плана мероприятий по совершенствованию системы ценообразования. Мониторинг цен строительных ресурсов. Обзор новых нормативных и методических документов в области ценообразования и сметного нормирования в строительстве. Определение предельной стоимости строительства
  • Разъяснение системных ошибок, выявленных при проверке достоверности в электронном виде. Ресурсный метод определения стоимости строительной продукции с учетом новых правил 2018-2019 года 

  • Условия участия в конкурсе «Лучший сметчик Республики Татарстан 2019 года»

Спикерами семинара выступили сотрудники ГАУ «УГЭЦ РТ»: заместитель начальника Рустем Мифтахутдинов, начальник отдела архитектуры, градостроительства и инженерных изысканий Игорь Алексеев, руководитель службы экспертизы Тамара Сальникова, руководитель Регионального центра ценообразования в строительстве Татьяна Антонова, начальник отдела правового обеспечения деятельности и закупок Гульназ Ильясова, эксперт отдела специализированных экспертиз Александр Никитин, главный эксперт отдела инженерного обеспечения Светлана Рученина, начальник отдела специализированных экспертиз Елена Бакина, начальник отдела приемки проектно-сметной документации Гузель Нугуманова, начальник отдела организационной работы Ирина Баранова; а также работники других организаций: заместитель исполнительного директора по правовым вопросам СРО Союз «ВОЛГА-КАМА» Халиль Мухутдинов, начальник отдела налогообложения юридических лиц УФНС России по РТ Эльмира Хамидуллина.

Выступления докладчиков прошли в формате живого общения, а также сопровождались ответами на интересующие вопросы.

IMG_0931.JPG   IMG_0926.JPG


Видеорепортаж: тренировка по футболу
16.11.2018

16.11.2018

Видеорепортаж: тренировка по футболу

16.11-2.jpg

Возврат к списку