Пройти опрос
Опрос
Удовлетворены ли Вы качеством услуг ГАУ «УГЭЦ РТ»?
Выберите из списка:
Государственное автономное учреждение
«Управление государственной экспертизы и ценообразования
Республики Татарстан по строительству и архитектуре»
горячая линия
+7 (843) 207-06-04

14.08.2015

Ильяс Ахметзянов: Актуальность внедрения и применения Территориальных нормативов цены конструктивных решений (ТНЦКР) для строительства Республики Татарстан

Все мы знаем о сложившейся непростой ситуации в отечественной стройиндустрии, выливающейся в «заоблачные» цены стоимости строительства. Почему так дорого строим (Рис. 1)?

8.jpg

Рис. 1

Из анализа рисунка видно, что в настоящее время разработка нововведений по созданию новых инструментов определения и управления стоимостью необходима, при обосновании и реализации строительных проектов. 

На прединвестиционной фазе проекта, при разработке концепции и его обоснования, первостепенное значение имеет определение стоимости, которая закладывается в основу бюджетного планирования (формирования паспорта инвестиционного проекта) (Рис.2).

9.jpg

Рис.2.

На стадии бюджетного планирования государственный заказчик приценивается к будущей стоимости объекта. Определяется максимально возможная стоимость объекта на основе НЦС. Это достаточно точные данные, потому что они отражают структуру затрат по реально построенным объектам и основываются на актуальной цене ресурсов. В базе данных укрупненных расценок заказчик видит текущую стоимость объекта в целом, но при этом он может развернуть эту цену по статьям затрат максимально детально, вплоть до отдельного вида работ и отдельно взятого ресурса. Необходимо знать лишь планируемую мощность (строительный объем, площадь здания, основные конструктивные решения) и можно рассчитать с достаточно высокой точностью конечную стоимость объекта.

Следующий шаг – это оценка эффективности реализации проекта, проводится по нормативам цены строительства и данным по объектам-аналогам (Постановление Правительства РФ от 2.08.2008 № 590 оценка целесообразности).

Разработка проектного решения здания проводится на стадии «проект» поНЦКР (нормативы цены конструктивных решений) в пределах установленного бюджета строительства.

После проверки достоверности сметной стоимости проводится аукцион по отбору участников строительства и заключается государственный контракт.

Последовательность шагов управления стоимостью реализации проекта строительства представлена на рис.3.

18 мая 2009 года Постановлением Правительства Российской Федерации № 427 «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета» быларегламентирована разработка Нормативов цены конструктивных решений для объектов капитального строительства непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры (или попросту сборников НЦКР).

10.jpg

Рис.3.

По своему назначению НЦКР подразделяются на:

•        государственные укрупненные сметные нормативы (НЦКР), для определения сметной стоимости строительства объектов, финансируемых с привлечением средств федерального бюджета,

•        территориальные укрупненные сметные нормативы (ТНЦКР), для определения сметной стоимости строительства объектов в отдельномсубъекте Российской Федерации, учитывающие региональные условия.

НЦКР – это сумма средств на возведение отдельных конструктивных элементов объекта, рассчитанная на установленную единицу измерения (измеритель) в текущем уровне цен в тыс. руб., без НДС.

Они могут использоваться проектными организациями, заказчиками, подрядными организациями и экспертными организациями:

  • при составлении сметной документации;
  • для оперативной оценки объемов и стоимости ресурсов, как по отдельным видам работ, и в целом по зданиям и сооружениям;
  • для экспертизы стоимости строительства объектов.

Это в какой-то мере способствует снижению инфляции в стоимости строительства.

Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ еще в 2010 году было принято решение о реализации «Пилотного проекта» по расчету территориальных сметных нормативов цены конструктивных решений Республики Татарстан (ТНЦКР РТ) с целью оперативного внедрения на территории Республики Татарстан с 1 января 2011 года.

По результатам «Пилотного проекта» разработаны и включены в федеральный реестр сметных нормативов Минрегиона РФ (регистрационный номер 101 от 9 ноября 2011 г.) следующие сборники:

1       ТНЦКР 01-2011. Фундаменты

2       ТНЦКР 02-2011. Каркас

3       ТНЦКР 03-2011. Стены

4       ТНЦКР 04-2011. Перегородки

5       ТНЦКР 05-2011. Перекрытия и покрытия

6       ТНЦКР 06-2011. Лестницы

7       ТНЦКР 07-2011. Крыши, кровли

8       ТНЦКР 08-2011. Полы

9       ТНЦКР 09-2011. Проёмы

10     ТНЦКР 10-2011. Отделочные работы

Указанные нормативы введены в действие приказом Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РТ № 193/О от 19 октября 2011 г.

Сборники ТНЦКР РТ учитывают затраты на:

  • приобретение строительных материалов, с учетом их доставки до приобъектного склада и заготовительно-складских расходов;
  • оплату труда рабочих;
  • затраты, связанные с эксплуатацией строительных машин и механизмов;
  • накладные расходы и сметную прибыль.

Территориальные нормативы цены конструктивных решений предназначены для:

1.  определения сметной стоимости устройства основных конструктивных элементов на всех стадиях разработки предпроектной и проектной документации;

2.  формирования инвесторских смет и подготовки тендерной документации, а так же договорных цен на строительную продукцию.

Территориальные нормативы цены конструктивных решений Республики Татарстан, в комплексе с другими нормативно-методическими документами Министерства Регионального развития Российской Федерации, предназначены для формирования и экспертизы сметной стоимости основных видов конструктивных решений проектируемых объектов на всех стадиях подготовки проектной документации.

Изначально предполагалось, что разработанные нормативы цены конструктивных решений охватят номенклатуру видов работ, позволяющую участникам строительного процесса, в условиях рыночных отношений применять и далее разрабатывать систему сметных норм и цен, отражающую в сметной документации реальные условия деятельности участников строительства.

Однако, вместо выпуска предполагаемых 25 сборников НЦКР, ФАУ «ФЦЦС» в 2011 году всего выпущено только 10. Остальные 15 сборников находятся на рассмотрении в специально созданном Экспертном совете при правительстве РФ.

Сборники ТНЦКР РТ на 2013 год разработаны и направлены для прохождения процедуры согласования и утверждения в Госстрой (те же 10 сборников).

Однако вопрос о необходимости их внедрения и широкого применения набирает обороты. Так, по сообщению Федерального центра ценообразования РФ, уже к началу 2014 года будет выпущено еще 5 сборников (благоустройство, озеленение, автодороги, МАФ и т.д.).

В данное время сметная документация для объектов бюджетного финансирования капитального строительства в основном составляется по сборникам Территориальных единичных расценок Республики Татарстан (ТЕР РТ-2001 (ред. 2009 г).

Предлагаем рассмотреть пример составления сметы на устройство кровель из наплавляемых материалов в два слоя из изопласта по сборникам ТЕР РТ-2001 (в ред. 2009 г) и ТНЦКР РТ-2011 г.

Таблица 1

Локальный сметный расчет на основании сборников ТЕР РТ-2001 (в ред. 2009 г) 

№ пп

Шифр и номер позиции норматива

Наименование работ и затрат, единица измерения

Стоимость единицы, руб.

1

2

3

4

Раздел 1. Устройство кровель из наплавляемых материалов в два слоя из изопласта

1

ТЕР12-01-002-09
Приказ Минстроя РТ от 18.11.09 №154/О 

Устройство кровель плоских из наплавляемых материалов в два слоя
(100 м2 кровли)

194,65

2

ТСЦ-101-3392
Приказ Минстроя РТ от 18.11.09 №154/О 

Изолен ТА-2, толщина 1,60 мм
(м2)

12197

3

ТСЦ-101-3391
Приказ Минстроя РТ от 27.02.10 № 21/О 

Изолен ТА-2, толщина 1,40 мм
(м2)

8414

4

ТЕР12-01-016-02
Приказ Минстроя РТ от 18.11.09 №154/О 

Огрунтовка оснований из бетона или раствора под водоизоляционный кровельный ковер готовой эмульсией битумной
(100 м2 кровли)

116,9

5

ТЕР12-01-017-01
Приказ Минстроя РТ от 18.11.09 №154/О 

Устройство выравнивающих стяжек цементно-песчаных толщиной 15 мм
(100 м2 стяжки)

1167,18

6

ТЕР12-01-017-02
Приказ Минстроя РТ от 18.11.09 №154/О 

Устройство выравнивающих стяжек на каждый 1 мм изменения толщины добавлять или исключать к расценке 12-01-017-01
(100 м2 стяжки)

1480

7

ТЕР06-01-015-10
Приказ Минстроя РТ от 18.11.09 №154/О 

Армирование подстилающих слоев и набетонок
(1 т)

192,73

8

ТСЦ-204-0069
Приказ Минстроя РТ от 18.11.09 №154/О 

Арматурные сетки сварные
(т)

2107,61

9

ТЕР12-01-015-01
Приказ Минстроя РТ от 18.11.09 №154/О 

Устройство пароизоляции оклеечной в один слой
(100 м2 изолируемой поверхности)

1680,91

10

ТЕР06-01-067-04
Приказ Минстроя РТ от 18.11.09 №154/О 

Железнение поверхности
(100 м2 поверхности)

306,65

11

ТЕР12-01-013-01
Приказ Минстроя РТ от 18.11.09 №154/О 

Утепление покрытий плитами из пенопласта полистирольного на битумной мастике в один слой
(100 м2 утепляемого покрытия)

5447,77

12

ТЕР12-01-013-02
Приказ Минстроя РТ от 18.11.09 №154/О 

Утепление покрытий плитами на каждый последующий слой добавлять к расценке 12-01-013-01
(100 м2 утепляемого покрытия)

10355,04

Итого прямые затраты по смете в ценах 2001г.

46714,26

Накладные расходы

1740,99

Сметная прибыль

968,04

   49 423,29 * 3,57

176441,15

  ВСЕГО по смете

176 441,15

Таблица 2

Локальный сметный расчет на основании сборников ТНЦКР РТ-2011

       

№ пп

Шифр и номер позиции норматива

Наименование работ и затрат, единица измерения

Стоимость единицы, руб.

1

2

3

4

Раздел 1. Устройство кровель из наплавляемых материалов в два слоя из изопласта

1

07-01-001-01

100 м2 кровли по стяжке цементно-песчаной с теплоизоляцией из плит ПСБС толщиной 120 мм

176348

  ВСЕГО по смете

176 348,00

Таблица 3

Анализ стоимости работ, рассчитанных разными методами

Наименование локальной сметы

Количество позиций в смете

Стоимость в текущем уровне цен (2011 г), руб.

НЦКР

ТЕР

НЦКР

ТЕР

Устройство кровель из наплавляемых материалов в два слоя из изопласта

1

12

176 348,00

176 441,15

Как видно из расчета, трудоемкость составления смет по сборникам ТНЦКР РТ сокращается в разы, при той же стоимости строительства, следовательно, уменьшается и время, затрачиваемое на их проверку; сокращается объем оформляемых документов (количество смет и позиций в них). Проектировщик сам выбирает технологию производства работ (то есть, фактически расценки ТНЦКР РТ), что исключает возможность «случайных» ошибок.

Таблица 4

Система определения стоимости строительства до 2011 года

Система определения стоимости строительства после 2011 года

Сметная документация на жилой дом – общий объем около 1358 страниц

Сметная документация на жилой дом – общий объем около 25 страниц

-           высокая трудоемкость расчета и их проверки

-            оплата отдельных технологических операций

-            непрозрачность расчетов, возможность умышленного искажения стоимости

-           низкая трудоемкость расчетов и их проверки

-           стоимость определяется «поконструктивно»

-           прозрачность расчетов и высокая точность по неуникальным объектам

Иметь достоверные укрупненные показатели всегда было мечтой для сметчиков, экономистов, инвесторов.

Если раньше на стадии проектирования способы производства работ еще были не определены, и сам процесс проектирования осуществлялся в отрыве от сметной экспертизы, то теперь использование НЦКР позволит определять стоимость проектных решений еще на этапе планирования. Благодаря НЦКР теперь можно контролировать процесс проектирования объекта и делать выводы относительно экономической целесообразности тех или иных конструктивных решений.

При этом, экономия бюджетных средств возможна за счет принятия эффективных конструктивных решений при проектировании объекта строительства.

Не умаляя достоинств ГЭСН (государственные элементные сметные нормы, ТЕР (территориальные единичные расценки) – ТНЦКР РТ (территориальные нормативы цены конструктивных решений) станут эффективным инструментом для проектировщиков, при подготовке проектов будущих объектов, позволяющим предоставить организаторам аукциона более детальные и конкретные предложения по их реализации.

Расчеты на основе сборников ТНЦКР РТ открывают дополнительные возможности:

-            определения достоверной стоимости объектов на основе проектных решений;

-            применения при проектировании эффективных проектных решений;

-            сокращение сроков при составлении сметной документации на основе НЦКР.

Главными достоинствами укрупненных сметных нормативов являются их достоверность и скорость расчетов.

Все вышеперечисленное позволяет нам с Вами сделать однозначный вывод: сборники ТНЦКР необходимы Республике Татарстан.

Актуализация нормативов цены конструктивных решений (НЦКР) позволит снять большую часть проблем при определении стоимости типовых объектов.

Для выработки эффективного ценообразования на стадиях бюджетного планирования, проведения аукционов для проектировщиков и подрядчиков необходимы НЦС и НЦКР — нормативы цены строительства и нормативы цены конструктивных решений.

Экономия бюджетных средств ~ 30% от объема инвестиций за счет внедрения экономичных конструктивных решений и современных информационных и инжиниринговых технологий управления стоимостью строительства.

Сокращение сроков реализации инвестиционных проектов за счет использования эффективных экономических методов планирования и управления строительством.

Ахметзянов И. Р., Зам.Начальника, Каримова Л. А., руководитель Регионального центра ценообразования в строительстве,

Орлов В. Я., декан факультета фздо, к.т.н., профессор КГАСУ



Читайте также:
Минстрой России урегулировал подтверждение пригодности новых материалов и технологий
26.09.2022

26.09.2022

Минстрой России урегулировал подтверждение пригодности новых материалов и технологий

С 1 октября 2022 года вступает в силу Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 1.06.2022 № 443/пр о возможности подтверждения пригодности для применения в строительстве новых, не регламентированных законодательством РФ, материалов, изделий, конструкций и технологий.

Документом установлено, что в 2022 году пригодность для использования в строительстве новых материалов, изделий, конструкций и технологий, применение которых не регламентировано действующими строительными нормами и правилами, национальными стандартами и другими нормативными документами, разрешено подтверждать свидетельством ФАУ «ФЦС».

Разработан онлайн-сервис для получения информации о типовой проектной документации
26.09.2022

26.09.2022

Разработан онлайн-сервис для получения информации о типовой проектной документации

C 13 марта 2022 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 1.03.2022 № 278, согласно которому со дня включения сведений о типовой проектной документации в ЕГРЗ устанавливается обязательное использование типовой проектной документации, подготовленной применительно к объекту капитального строительства, аналогичному по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять такое строительство.

С целью обеспечения участников строительной деятельности удобным способом получения информации о строительных проектах, заключениях экспертизы проектной документации, которые размещены в ЕГРЗ, разработан онлайн-сервис «Витрина проектов ЕГРЗ».

Особенности онлайн-сервиса «Витрина проектов ЕГРЗ»:

  • осуществление простого и быстрого поиска информации об объектах строительства для целей повторного использования проектной документации при новом строительстве, обоснования стоимости проекта и др. целей.
  • размещение информации о наиболее востребованных группах объектов в сферах образования, здравоохранения, спорта, ЖКХ, охраны окружающей среды и пр;
  • возможность поиска по ряду характеристик, таких как функциональное назначение, проектная мощность, регион, климатические условия и др.

Разработчиком и оператором сервиса «Витрины проектов ЕГРЗ» является Главгосэкспертиза России.

Учебный центр ГАУ «УГЭЦ РТ» проведет семинар по составлению смет на проектные и изыскательские работы
23.09.2022

23.09.2022

Учебный центр ГАУ «УГЭЦ РТ» проведет семинар по составлению смет на проектные и изыскательские работы

30 сентября 2022 года в учебном центре ГАУ «УГЭЦ РТ» пройдет семинар «Составление смет на проектные и изыскательские работы, исходя из оценки стоимости работ».

Целевая аудитория: руководители и специалисты экономических, сметно-договорных, планово-финансовых отделов проектных институтов, строительных компаний, СМУ, отделов капитального строительства.

Лектор: заместитель директора ГК «Адепт» Будруева Светлана Вячеславовна.

В программе обучения:

  • изменения нормативных документов и методик в 2022 году;
  • проекты методик разработки и применения проектно-изыскательских работ;
  • расчет стоимости проектно-изыскательских работ с помощью профессиональной программы «Адепт: Проект» и др.

Стоимость участия: 3 900 рублей (НДС не облагается).

Место проведения

г. Казань, ул. Шуртыгина, д. 22, Учебный центр ГАУ «УГЭЦ РТ» (АНО ДПО «ПрофСтандарт»).

Возможно участие онлайн.

Дополнительная информация: +7 (843) 253-75-49, +7 (960) 043-43-44 или по почте info@proff-standart.ru

Бланк заявки

Возврат к списку